Суррогатное материнство в России: чем новые поправки в законе грозят россиянам
© Depositphotos
Напомним, Госдума РФ хочет запретить услуги суррогатных матерей для иностранцев. Однако предлагаемые поправки в закон, как выяснилось, коснутся и россиян.
20 января 2021 года состоялись парламентские слушания по вопросам суррогатного материнства. Новый законопроект, разработанный под руководством вице-спикера Госдумы от «Единой России» Петра Толстого, вызвал множество споров на эту тему.
Вместе с адвокатом и партнером юридической фирмы BGP Litigation Викторией Дергуновой разбираемся в изменениях, которые намереваются принять чиновники.
На сегодняшний день в России отсутствует комплексное правовое регулирование суррогатного материнства. Многие вопросы решаются сторонами индивидуально, а это часто приводит к конфликтам, которые сложно решить мирным путем. В результате такие истории получают широкий общественный резонанс.
Всем стало бы легче, если бы законодатель дал ответы на сложные вопросы о судьбе ребенка в случае, если суррогатная мать передумала его вынашивать или его биологические родители погибают. А что будет, если обе стороны откажутся от рожденного малыша?
Поэтому внимание парламентариев, обращенное на эту часть семейных отношений, неслучайно. Однако предлагается лишь фрагментарное устранение существующих пробелов.
Ущемление прав одиноких женщин
В действующем законодательстве четко описано, что услугой суррогатного материнства могут воспользоваться супружеские пары и одинокие женщины – в качестве метода лечения бесплодия по медицинским показаниям.
Однако парламентарии предлагают лишить такого права россиянок, не состоящих в официальном браке.
По мнению авторов законопроекта, указанная возможность «не направлена на поддержку семьи, материнства и детства, не укрепляет институт брака, не соответствует традиционным понятиям брака, семьи и материнства».
Такое утверждение не только противоречит гарантиям, закрепленным в Конституции РФ по защите семьи, материнства и детства, но и самой цели суррогатного материнства – предоставить женщинам, которые не могут иметь детей по медицинским показаниям, возможность реализовать свое право стать матерью.
Это при том, что семья может состоять из женщины и ребенка, а не только из супругов или супругов и их общих детей.
Такой подход способен увеличить количество фиктивных браков – не ради создания семьи, а с целью получения доступа к суррогатному материнству.
Дискриминация по возрасту
Законопроект также предлагает ввести ограничения по возрасту потенциальных родителей – «не старше 55 лет и не младше 25 лет».
Из пояснительной записки к законопроекту совершенно непонятно, почему вводятся указанные возрастные рамки. В действующем законодательстве не установлены какие-либо возрастные ограничения для россиян, которые могут стать родителями естественным путем и воспитывать своих детей самостоятельно (за исключением несовершеннолетних родителей). Это же касается и усыновления.
Парламентарии также не уточняют, распространяется ли это ограничение на обоих супругов или на одного из них.
Предлагаемая формулировка может оказать существенное влияние на семейную жизнь супругов, имеющих значительную разницу в возрасте и желающих завести биологически родных детей.
Несоблюдение прав ребенка при составлении договора
В настоящее время отношения суррогатной матери и биологических родителей регулируются исключительно договором, зачастую составленным ими самостоятельно.
Такие договоры, как правило, не предусматривают большинства деталей и не исключают возникновения всевозможных рисков. Например, стороны редко определяют критерии и последствия недобросовестного поведения участников, а также их ответственность за неоговоренные ранее поступки. На практике такая неосмотрительность приводит к нарушениям и злоупотреблениям в данной сфере.
Проект предлагает ввести обязательное участие нотариуса для подобных соглашений, а также вести реестр договоров суррогатного материнства.
Однако, как и в предыдущих случаях, здесь отсутствуют дополнения и детали.
Предложенные поправки позволят нотариусу как своеобразному гаранту предупредить стороны о возможных негативных последствиях обсуждаемых ими условий. А значит, уменьшится число недобросовестных участников, например, преследующих цель торговли детьми или выбора наиболее «подходящего» ребенка.
Но в реформе нуждается и существующий порядок записи о родителях в свидетельстве о рождении ребенка.
В настоящее время процедура не исключает ситуаций, когда суррогатная мать обращается в ЗАГС и записывает ребенка на свое имя. Такое поведение может быть мотивировано желанием женщины получить дополнительное вознаграждение за то, чтобы передать малыша его кровным родителям. В такой ситуации нарушаются права и законные интересы ребенка, который в соответствии с нормами международного права и российского семейного законодательства имеет право знать своих кровных родителей и воспитываться в их семье.
Хочется отметить, что реформа института суррогатного материнства в России должна быть направлена, в первую очередь, на решение проблемы бесплодия. Для этого необходимо установить отсутствующий в настоящее время полноценный механизм, гарантирующий защиту интересов ребенка, рожденного с применением этого метода. Я надеюсь, что благодаря обсуждению законопроекта реализация программы суррогатного материнства в России станет более прозрачной и продуманной.
Фото: Depositphotos