Опубликовано 20 сентября 2021, 18:54
5 мин.

Шутинг в учебном заведении: что движет юными стрелками

Рассказывает эксперт
Утром 20 сентября в здании университета в Перми 18-летний юноша Тимур Б. открыл стрельбу по учащимся. В результате нападения на кампус вуза, по данным следствия, погибли шесть человек, еще 28 пострадали. Психотерапевт Наталья Стилсон рассказала «Летидору», что движет подростками, когда они решают напасть на учебное заведение с оружием. Эксперт привела в пример школьные шутинги в США, которые, к сожалению, стали насущной проблемой.
Шутинг в учебном заведении: что движет юными стрелками

© Depositphotos

Перед Америкой уже давно стоит серьезная проблема профилактической работы и раннего выявления потенциальных преступников такого рода, но для России такие преступления – явление новое. Летидор писал, что утром 20 сентября 2021 года 18-летний молодой человек беспрепятственно проник в здание пермского университета, где открыл стрельбу по студентам. Жертвами нападения «пермского стрелка» стали шесть человек, почти 30 пострадали.

По словам классного руководителя юноши, он рос в неполной семье, а его мама всегда держала сына на контроле, у них были хорошие отношения. При этом про отца в школе никто не знал. В школе «пермский стрелок» часто получал тройки. Возникает вечный вопрос: кто виноват? Чем данная семья кардинально отличалась от других семей?

Классификация преступников

Все неоднозначно. Во многом дело в структуре личности стрелка, на которую действуют определенные условия. Учитывая, что «эпицентр» подобных преступлений – США, то и большинство работ, связанных с исследованием личностных особенностей «стрелков», были произведены там. Перед Америкой уже давно стоит реальная и насущная проблема профилактической работы и раннего выявления потенциальных преступников такого рода.

Массовых убийц, «маньяков» и стрелков, можно разделить на две большие группы. Часть из них – психически больны и имеют психиатрический диагноз. Они действуют под влиянием патологических переживаний, таких как бред или галлюцинации. Но таких среди преступников данной категории всего 20%. И если учесть, что психически больные совершают по разным данным 1-5% преступлений (разница из-за включения или исключения в категорию разных расстройств), они не так уж и часто становятся главным героем массовой стрельбы.

Остальные стрелки имеют личностные особенности, которые не включены в разряд психических расстройств. Это так называемые неспецифические расстройства личности.

Неспецифические расстройства личности

Естественно, после трагедии убийца, если он остался живым, тщательно обследуется психиатром. Выделены действительно общие черты личности и анамнеза (предшествующей истории жизни) данной группы преступников. Как правило, они:

• Подвергались насилию в детстве.
• Совершали поджоги и мучили животных.
• Они сконцентрированы на себе, и не испытывают сочувствие к окружающим.
• У них низкая самооценка.
• Обычно они находятся вне группы сверстников, у них мало друзей и они с трудом строят и поддерживают контакты со сверстниками.
• Часто высказывают идеи о том, что окружающие их ненавидят, обижают и желают им зла.
• Имеют пристрастие к видеоиграм и фильмам с обилием насилия.
• Имеют сильный интерес к оружию.
• Пишут истории и рисуют картинки, отражающие насилие и смерть.
• Нередко пытаются рекрутировать других для совершения преступления.

Шутинг в учебном заведении: что движет юными стрелками

© Depositphotos

Низкий эмоциональный интеллект

Другой возможной причиной, толкающей на стрельбу по невинным людям, является низкий «эмоциональный интеллект», описанный Питером Саловеем и Джеком Майером в 1990 году. При наличии высокого эмоционального интеллекта люди хорошо понимают свои эмоции и способны с ними работать, переживать негативные события, справляться с переживаниями.

Если же такой интеллект низкий, то люди склонны к накоплению отрицательных эмоций. Они неспособны справиться со стрессом, особенно если он связан с их самооценкой.

Автор книги «Emotional Intelligence», Дэниел Гоулман (Daniel Goleman), приводит пример: отличник, умный парень, рискует получить 4 по одному из предметов. Это незначительно портит его общую среднюю оценку за весь курс учебы. Он разъярен и убивает учителя, который его посмел обидеть более низкой оценкой.

Действительно, большая часть стрелков с трудом может осознать и справиться со своими эмоциями. Они чувствуют свое бессилие и не могут найти конструктивных выходов из стрессовых ситуаций. Такие люди могут быть внешне довольно спокойными, доброжелательными и тихими. Все страсти у них кипят внутри.

Но, несмотря на то, что портрет будущего стрелка вырисовывается вполне четко, нужно сказать, что людей, с описанными характеристиками, миллионы. Черту же между фантазиями и действиями переходят единицы. И кто из них это сделает, предсказать невозможно. Поэтому часто поступок конкретной личности оказывается неожиданным для его окружения.

Шутинг в учебном заведении: что движет юными стрелками

© Depositphotos

В оружии ли дело?

После нападения на школу «Сэнди Хук», в результате которого были убиты 20 учеников младшей школы и 6 учителей, в США была поднят вопрос об ужесточении законов об огнестрельном оружии. Но действительно ли дело в оружии? Ружья сами в школы не ходят и не стреляют в невиновных. Они находятся в руках людей, которые приводят оружие в действие. Тут можно частично ссылаться на определенную идеологию, окружающую оружие.

Оно предстает не только как средство защиты, но и как решение проблем. Остается только определить круг проблем, в которых «кольт» может стать помощником. Четверка по географии? Почему бы нет? Не можешь урегулировать проблему с оценкой словами? «Кольт» поможет!

По следам разбора причин нападения на школу «Сэнди Хук» прекрасно высказался актер Морган Фримен. Он отметил еще один важный фактор эпидемии стрельб по случайным людям. Фримен обвинил в этом СМИ, которые смакуют подробности трагедий, разжевывают личную жизнь и проблемы преступника, делают его знаменитостью. В процессе наблюдения за развитием событий в начальной школе, CNN заявило, что если в школе будут еще жертвы, то данное преступление займет второе место по своей жестокости после стрельбы в Вирджиния-Тек (Политехнический институт штата Вирджиния).

Мы знаем имена этих ужасных монстров, подробности их жизни, но не знаем имен несчастных жертв, которые уходят в небытие. Эта известность, пусть отрицательная, привлекает безвестных и бессильных, которые хотят, чтобы о них узнал мир. Что, если мы будем игнорировать их, и делать акцент на жертвах? На том, кем они были, и какова была их судьба.

Естественно, встает вопрос о профилактике, чтобы этого не случилось еще раз.

Единственное, что тут можно сделать – быть более внимательными к детям. Банально, но, увы, пока ничего лучше не придумано. Однако не стоит это внимание доводить до фанатизма.

Не стоит выискивать людей с похожими чертами, чтобы придать их анафеме. Тут, скорее, их можно подтолкнуть к преступлению, а не предотвратить его.

Американский опыт показывает, что выявление будущих стрелков – дело очень трудное, и эффективность его невысокая. Похоже, и России теперь придется заняться выработкой своих стратегий, чтобы трагедий не повторилось.

Фото: Depositphotos

Статья опубликована на канале Letidor.ru в Яндекс.Дзен.