Как правильно прочитать квартирную платежку, чтобы выяснять, не переплачиваете ли вы за квартиру? Ведь, за несколько лет сумма таких переплат может сравняться со стоимостью туристической путевки. Должно произойти нечто очень важное для того, чтобы мы начали обращать внимание на цифры в наших квитках на оплату жилплощади. Например, финансовый кризис. Или снижение доходов. Или выход на пенсию. Или переезд в дом, управление которым осуществляет жилищно-строительный кооператив. Да-да, далеко не все ЖСК преобразованы в товарищества собственников жилья. Как были они построены 15-20 лет тому назад, так и функционируют. При этом, как правило, управление домом осуществляет группа лиц, непонятно кем избранная и неясно в чьих интересах действующая. Ко мне за консультацией обратилась женщина, собственник двухкомнатной квартиры в небольшом подмосковном городе. Счета, которые она представила для ознакомления, впечатлили: 37 руб. 29 коп. за квадратный метр. Откуда взялась такая сумма? Изучение цен в среднем по городу показало, что самый высокий тариф составляет 35 руб., причем речь шла о жилых помещениях в элитной новостройке с собственной котельной. А тут почти 40 руб. за малогабаритную «двушку» в пятнадцатилетнем доме. По результатам беседы выяснилось, что в доме функционирует жилищно-строительный кооператив. Однако в таком случае тариф на содержание и ремонт жилого помещения, как и все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются общим собранием (подп. 8 ст. 156 Жилищного кодекса РФ). Поскольку закон не запрещает устанавливать тарифы самые запредельные, то, быть может, сами жильцы согласились платить такие деньги? Для того, чтобы это выяснить, мы направили запрос в правление с просьбой представить протоколы общих собраний, на которых были утверждены взимаемые тарифы. Как и следовало ожидать, правление ответило отказом: «мол, вы на общем собрании не были, а там все утверждали». Это несмотря на то, что существует Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.10 № 731), который обязывает представлять не просто протоколы общих собраний (подп. «г» п. 9 (1) Стандарта), но даже копии указанных документов, заверенные подписью председателя и печатью ЖСК «Новь» (п. 9(2) Стандарта), причем лично заявителю по адресу фактического местонахождения органов управления в течение 20 дней со дня поступления запроса (п. 21 (1) Стандарта). Таким вот нехитрым образом было совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.23.1 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». Для сведения: ответственность наступает за нарушение установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации. Санкции такие: • для должностных лиц: от 30 до 50 000 руб.; • для фирм и индивидуальных предпринимателей – от 250 до 300 000 руб. Впрочем, ставить вопрос об административной ответственности клиентка не захотела. Ее больше интересовало, откуда взялись странные цифры в платежках. Когда с помощью жилинспекторов удалось-таки буквально «с кровью» истребовать протоколы общих собраний, то выяснилось, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, на самом деле утвержденный жильцами, составлял: • 23,30 руб. за кв. м – в 2012 году; • 26 руб. за кв. м – в 2013 году. Откуда же тогда в квитанциях появились другие суммы? Ответ обнаружился после изучения тарифов, вывешенных на информационных щитах в подъездах. Оказывается, сверх тарифа, утвержденного общим собранием жильцов, правление взимало ежемесячно: в течение 2012 года – 2,71 руб. за кв. м за вывоз мусора и 8,00 руб. за кв. м за лифт; в течение 2013 года – 2,93 руб. за кв. м за вывоз мусора и 8,36 руб. за кв. м за лифт. Между тем какв плату за содержание общего имущества дома уже включены: • сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов (подп. «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.06 № 491)); • текущий и капитальный ремонт, подготовка к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества (подп. «з» п. 11 указанного документа), к которому относятся и лифты (подп. «а» п. 2 указанного документа). То есть суммы уже включены в тариф на содержание и ремонт дома, однако они взимались и взимаются повторно. Кроме того, в тариф на содержание и ремонт, как оказалось, был включен НДС, несмотря на то, что по данным квитанций, обслуживание дома производится ЖСК своими силами (о заключении договоров со сторонними исполнителями жильцов не уведомляли). Это в то время как реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) ЖСК, от налогообложения НДС освобождена (подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ). Попытки выяснить у бухгалтера, по каким ставкам НДС взимался и куда он, собственно говоря, шел, «довели» несчастную до нервного срыва (она, как поведали в правлении, «обиделась» и «бросила все» (?!)). Ну, нервы – нервами, а почти 14 тысяч рублей, которые за два года правление сумело «снять» с собственника одной-единственной «двушки» – это 14 тысяч рублей. Кстати, заодно выяснилось, что все это время в платежках был приписан лишний квадратный метр, причем не только у нашей клиентки, но и у парочки ее соседей. Как говорится, курочка по зернышку клюет. Впрочем, исправить метраж правление милостиво согласилось. По результатам исследований было составлено письмо в Главное управление жилищной инспекции по области. По результатам проверки подтвердились наши подозрения: не было никаких оснований взимать оплату за вывоз мусора и обслуживание лифтов сверх того, что было заложено в размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденный жильцами на общем собрании. Правлению было выдано предписание произвести сверку, сделать перерасчет и вернуть переплату. Разумеется, ничего этого до сих пор не сделано, поэтому спор переходит на другую стадию – уже судебную. Так что, если вас начинают смущать цифры в платежках, то стоит, пожалуй, выяснить, откуда они берутся. Не будем забывать, что в скором времени нам придется делать взносы на капитальный ремонт, и это будет еще 5-7 руб. с квадрата (в зависимости от региона). А вот куда пойдут в итоге ваши деньги – не всегда известно, особенно если дела ведут «все свои» во главе с «нервными» бухгалтерами.