Рассказываем о спектакле Константина Хабенского, средства от которого пойдут на помощь детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного мозга. В июне 2020 года в Москве стартует благотворительный театральный проект «Поколение Маугли» под руководством Константина Хабенского. Это спектакль, в котором на современный лад переосмыслен классический сюжет Киплинга из «Книги джунглей». Большинство ролей в нем исполняют дети 11-17 лет, половина из них — ребята из Детского музыкального театра юного актера. Летом на сцену МХТ им. Чехова выйдут 120 мальчишек и девчонок, а также 5 взрослых актеров — они покажут историю о вечных истинах, которые актуальны для зрителей любого возраста во все времена — любви, дружбе, свободе, принятии. Главная миссия спектакля — помочь тяжелобольным детям.Кажется, что до премьеры еще далеко, но работа над проектом уже кипит с осени 2019 года. Прошедшие кастинг ребята активно репетируют под руководством Константина Хабенского. «Летидор» побывал на одной из таких репетиций и убедился, насколько профессионально относятся к работе каждый участник проекта вне зависимости от своего возраста и статуса. Дом культуры «Красный Октябрь» на Тушинской — типичное советское здание, которое не видело реконструкции с 60-х годов прошлого века. Парадный вход со стеклянными дверьми наглухо закрыт — с внутренней стороны он задрапирован тканью и кажется, что внутри нет жизни. В здание мы попадаем через боковую железную дверь со звонком, на которую нам указывают прохожие. Заходим. Слева за желтым столом сидит охранница, которая рукой направляет нас вглубь ДК, говоря, что «за решеткой нас ждет вход в зал». Прямо в куртках мы направляемся в указанную сторону. Налево, направо. И вот мы в просторном театральном холле с тусклым желтым освещением. Отсюда два боковых хода, отгороженные стеклянными дверьми с решетками, ведут в зрительный зал, где уже началась репетиция.Мы приезжаем за 10 минут до назначенной встречи и, пока ждем художественного руководителя Детского музыкального театра, замечаем, как Константин Хабенский быстрым шагом проходит в зал. Сотрудница Фонда Арина, которая вместе с нами дожидается худрука, сообщает, что началась репетиция главных ролей и нам нужно разговаривать потише, чтобы не мешать артистам.Нам предлагают оставить вещи в гримерке. Мы направляемся туда вдоль зрительного зала. Арина шагает впереди нас на цыпочках, стараясь, чтобы каблуки ее обуви не касались пола. От сотрудницы Фонда мы узнаем, что ДК «Красный Октябрь» — лишь одно из временных пристанищ актерской труппы.Постепенно в зал подтягиваются артисты — мальчики и девочки тихо юркают сначала в гримерку, переодеваясь в репетиционную форму, а затем так же беззвучно прокрадываются в зал. Тем временем нас знакомят с художественным руководителем Детского музыкального театра юного актера Александром Львовичем Федоровым. Статный мужчина в черном пиджаке и белой футболке, он заехал на репетицию, чтобы проведать ребят и рассказать нам о проекте. По-деловому он быстро вводит нас в курс дела.— Два года назад ко мне обратился Константин, чтобы я помог ему и предоставил ему в проект несколько ребят на роль Грея. Это был наш первый совместный шаг в работе. Тогда мы отобрали в нашем театре шесть мальчишек, он с ними позанимался, и в итоге взял двух ребят — Никиту Ли и Тимофея Соколова, — рассказывает Александр Львович. Летом 2019 года Александр Львович вновь встретился с Константином Хабенским — актер предложил Музыкальному театру юного актера более плотное сотрудничество. Осенью для проекта «Поколение Маугли» прошли первые кастинги — из коллектива театра отобрали 76 юных актеров.Постепенно часть ребят отсеялась и сформировалась труппа из 120 девочек и мальчиков, половину которой составляют профессиональные детские актеры, а другую часть — талантливые ребята «с улицы». Несмотря на то что театр из-за участия в проекте Хабенского испытывает определенные трудности — пришлось переформировать актеров в спектаклях в связи с занятостью ребят в «Поколении Маугли» — Александр Львович уверен, что для его ребят это потрясающий опыт: «Мы знаем, что конечная цель этого проекта — не создание великого художественного произведения, а помощь реальным детям. Я рад, что ребята год своей жизни потратят на то, чтобы помочь другим детям.Александр Львович отмечает, что ребятам действительно интересно участвовать в спектакле, ведь они играют не жителей джунглей, а самих себя, своих сверстников — жителей большого города.По сюжету Маугли — сын обеспеченных родителей, которому не хватает их любви. Вместе со своим другом Тоби он сбегает в надежде затеряться в большом городе. В какой-то момент главный герой расстается с другом и остается один. Его ждет встреча с группировками сверстников: «свободным народом» — ребятами, которые рисуют граффити, бандерлогами — балбесами, которые обожают баскетбол, и бандой Шерхана — корыстной и вредной группировкой, желающей вернуть мальчика родителям за большое вознаграждение. Константин Хабенский — художественный руководитель спектакля. Он присутствует практически на каждой репетиции, которые проходят по несколько раз в неделю. Кроме него с ребятами работают молодые педагоги-наставники, которые сами некогда были актерами спектакля «Поколения Маугли», только в 2014—2016 годах. Спектакль «Поколение Маугли» 2020 года — это перезапуск успешного проекта 2014—2016 годов, который собрал тогда более 15 миллионов рублей.Попрощавшись с Александром Львовичем, мы наконец-то проходим в зал. Он уже заполнился артистами — ребята смирно сидят в зале. На сцене идет репетиция диалога Багиры и Маугли. Юная актриса, одетая в свободную клетчатую рубашку, джинсы и кроссовки, грациозной походкой вышагивает на фоне ярких декораций — стен, разрисованных граффити. В ее интонациях — плавных, растянутых — как и в походке, действительно угадываются кошачьи манеры. Константин Хабенский стоит под самой сценой. Видно, что он полностью вовлечен в процесс — подался туловищем чуть вперед. Иногда он взбегает на сцену, чтобы поправить Багиру, объяснить, где надо было выдержать паузу, а где сделать более сильный эмоциональный акцент. Актер все показывает сам, а юная актриса, выжидая несколько секунд, сразу пытается скопировать мэтра.Багира говорит о свободе, о том, что важно не бояться жизни, быть открытым ей. О том, что намного важнее не то, как мы видим, а то, как мы ощущаем этот мир и себя в нем… Философские рассуждения пантеры сменяет динамичная репетиция сцен подростковых, почти звериных, разборок, где победителями выходят самые ловкие и смекалистые участники. Затем начинается репетиция зажигательных танцевальных номеров — на сцене танцуют артисты первого состава и тут же, в проходах зала, пританцовывает второй состав. Дети улыбаются. Девочки успевают кокетничать в перерывах между сценками — видно, что для юных артистов этот спектакль — не просто работа или развлечение, это огромная и наполненная самыми разными эмоциями часть жизни.В небольшом перерыве мы подходим к Константину — у нас есть несколько минут для того, чтобы задать пару вопросов, перед тем как он вернется к репетиции. Больше всего нас интересует, как Константин обсуждает с ребятами благотворительную миссию проекта. «„Поколение Маугли“ — история про те основы, которые никуда никогда не уйдут: любовь, дружба, солнце, ветер, дождь. Они были до интернета, и они останутся после того, как интернета не станет, и мы с вами останемся один на один друг с другом. Я очень надеюсь, что этот спектакль будет жить не один сезон и будет пользоваться зрительским интересом», — говорит Константин.Он уверен, что в итоге и для зрителей, и для актеров этот спектакль станет не просто очередной постановкой — но даст возможность ощутить сопричастность к доброму делу — спасению человеческой жизни. Слова Константина тут же подтверждает один из педагогов юных артистов Эмиль Юмадилов, который сам в 2014 году участвовал в спектакле в качестве актера, а теперь на добровольных началах помогает в перезапуске проекта: «Когда мы были детьми, нам объяснили, что помогать другим — это не стыдно. И помогать можно по-разному. Когда мы в 14-15 лет трудились год, отдавали всех себя, а потом после каждого спектакля видели на экране сцены фотографию ребенка, которому мы помогли в тот день, нам казалось, что мы сделали даже недостаточно, что мы могли бы выложиться больше!» Эмиль добавляет, как интересно им было работать с Хабенским, как каждый спектакль был похож на чудо. Свою историю он заканчивает воспоминанием об одном небольшом, но очень важном эпизоде, который становится для нас квинтэссенцией всей поездки на репетицию. Он рассказывает о мальчике, который выздоровел и пришел к ним на спектакль. И мы охотно верим, что он не может найти слов, чтобы описать те чувства, которые испытали юные актеры в тот вечер, когда они в полной мере ощутили важность своего участие в судьбе своих сверстников… Фото: пресс-служба Константина Хабенского, Анна Егорова Видео: Анна Егорова Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!