Опубликовано 14 июля 2021, 12:00
6 мин.

Запретить нельзя оставить: что делать с электросамокатами

И с интересом детей к ним
С увеличением числа электросамокатов в городе пешеходы все чаще отмечают, что не чувствуют себя в безопасности. Если раньше спокойствие на тротуаре нарушали велосипедисты и лихачи на обычных самокатах, то с появлением сервисов проката электротранспорта сохранять бдительность надо теперь не только при переходе через проезжую часть, но и там, где раньше можно было прогуливаться, не опасаясь за свое здоровье.
Запретить нельзя оставить: что делать с электросамокатами

© Visualrian.ru/Максим Богодвид

Возникает закономерный вопрос: что можно сделать, чтобы обезопасить себя и детей от травм и что делать, если вас сбили на электросамокате. Мы попытались ответить на этот вопрос и обратились за мнениями к экспертам по безопасности, юристам и врачам.

Формально водители электросамокатов — пешеходы

Сейчас электосамокаты, гироскутеры, моноколеса никак не введены в правовое поле, а значит, их движение не регулируется правилами дорожного движения.

С начала 2021 года Департамент транспорта Москвы и Минтранс РФ обсуждают обновленный проект ПДД, согласно которому водители средств индивидуальной мобильности (СИМ) должны будут придерживаться определенных правил.

Однако пока правила не приняты, водители СИМ формально являются пешеходами.

«Если водитель электросамоката наехал на пешехода на тротуаре, то первый с большой вероятностью не понесет за это никакой ответственности,

— рассказывает автоюрист, ведущий радио «Автодор» Сергей Смирнов.Доказать, что наезд произошел умышленно, и привлечь нарушителя за хулиганство практически невозможно».

Сергей объясняет, что в правилах дорожного движения не прописаны ни моменты поведения водителя средства индивидуальной мобильности, ни скоростные ограничения за одним исключением.

«Речь идет о достаточно мощном электросамокате (с мощностью больше 0,25 кВт, способный развивать скорость выше 25 км/ч). Такой транспорт приравнивается к мопеду, и его владельцу необходимо удостоверение категории "М"», — комментирует автоюрист.

Если водитель, у которого есть соответствующее удостоверение, передвигался на самокате по тротуару и причинил вред прохожим, то ему грозит лишение прав или административный арест.

Если удостоверение отсутствует, то полиция выпишет штраф размером до 30 000 рублей.

Это, по словам Сергея, максимум, на что может рассчитывать пешеход. Но и здесь придется сильно постараться, чтобы доказать вину водителя.

Как защитить свои права, если на вас или на ребенка наехали на электросамокате:

  • заснять последствия происшествия на видео,

  • обратиться за медицинской помощью и зафиксировать травмы — лучше вызвать скорую помощь,

  • написать заявление в полицию, которая проведет проверку. Если правоохранители установят, что водитель управлял мопедом, то вы можете требовать серьезной компенсации, исходя из причиненного вреда для здоровья.

Запретить нельзя оставить: что делать с электросамокатами

© Visualrian.ru/Евгений Одиноков

Никакой культуры на дорогах

Российские власти могут позаимствовать опыт в части регулирования и правового и инфраструктурного вопроса у тех стран, которые больше преуспели в вопросах дорожной безопасности.

«Так, в Великобритании по городу можно использовать самокаты со скоростью не более 10 км/ч.

В Германии хоть скорость и выше — 20 км/ч, но нельзя ездить по тротуарам, а можно только по велодорожкам или вдоль дороги. Обязательна страховка водителя. Электросамокатом в городе можно управлять только с 14 лет. Существует система штрафов за нарушение ПДД, хотя права на самокат получать не нужно», — рассказывает руководитель Школы безопасности WST, спасатель международного класса Сергей Ковалев.

Ковалев уверен, что легкого электротранспорта в городской среде будет становиться все больше и больше, это нормальная эволюция города. Поэтому чем раньше будут разработаны правила использования электротранспорта, тем безопаснее будет всем участникам дорожного движения.

Но проблема в том, что в России пока отсутствует инфраструктура даже для водителей велосипедов, что говорить о самокатах. А там, где власти города побеспокоились об удобстве велосипедистов, мы часто встречаем тотальное неуважение к этим участникам движения со стороны как пешеходов, так и автолюбителей. Нередко на специальной велодорожке можно увидеть припаркованный автомобиль или маму с коляской.

Так что в этом вопросе важно не только регулировать правовую сторону, но и повышать уровень взаимоуважения среди всех участников движения.

В апреле 2021 года в Общественной палате РФ предлагали ввести обязательные права для водителей СИМ. Сергей Ковалев считает такое введение чрезмерным.

«Вводить права не очень эффективная мера. У нас все водители с правами, а количество нарушений огромно.

Ведь на велосипед не нужно прав, при этом велосипедист — полноценный участник дорожного движения со своими правами и обязанностями. Самое простое и быстрое решение — это приравнять легкий электротранспорт к велосипедам. Даже это уже улучшит безопасность в городе. Хотя наверняка необходимо прописать и особые пункты касаемо именно электротранспорта», — объясняет эксперт по безопасности.

Гораздо важнее введения прав строго регламентировать возраст, с которого электротранспортом (в том числе прокатным) смогут пользоваться дети.

Сейчас формально прокатными средствами в России могут пользоваться только совершеннолетние. Однако это правило просто обойти, указав данные более взрослых родственников. Так быть не должно. Ребенок, несущийся на электротранспорте на огромной скорости по тротуару или проезжей части, подвергает опасности и себя, и окружающих.

Запретить нельзя оставить: что делать с электросамокатами

© Visualrian.ru/Рамиль Ситдиков

Тяжелые травмы

В СМИ все чаще появляются новости, в которых сообщается об авариях с участием электросамокатов. Травмы получают как водители транспортных средств, так и пешеходы, нередко дети.

«Чаще всего это ссадины, ушибы, раны и переломы конечностей. Но иногда беспечная езда на электросамокате может привести и к летальному исходу. Это связано с тем, что водители электросамокатов элементарно пренебрегают правилами дорожного движения — выезжают на проезжую часть, а дети вообще не знают этих правил», — рассказывает травматолог-ортопед сети клиник доказательной медицины DocDeti Олег Сажников.

Его коллега, **заведующий отделением травматологии-ортопедии клиники «К+31» Рами Боргхут подчеркивает,**что травмы, полученные при падении с электросамоката, часто являются достаточно тяжелыми.

«Надо понимать, что последствия от падения с самоката, разогнавшегося даже до скорости 30 км/ч (а часто эта скорость может быть существенно выше), чаще всего могут быть тяжелыми. Это не те же самые ушибы и переломы, которые получает человек, упавший с обычного самоката или велосипеда.

_В России пока нет отдельной статистики по падениям с электросамокатов, однако мы можем сделать выводы по травматизму, учитывая данные европейских городов, у которых более богатый опыт в этой области. _

Так, Вена стала одной из первых европейских столиц, массово внедрившей прокат электросамокатов.

Согласно их статистике, почти половина аварий, связанных с новым транспортным средством, сопровождается черепно-мозговой травмой.

При падении люди включают механизмы защиты, выставляют вперед руки, поэтому также страдают верхние конечности. Есть травмы нижних конечностей и позвоночника. Каждому второму обратившемуся в больницу после падения с электросамоката в Вене потребовалось оперативное вмешательство. Это говорит о тяжести этих травм.

Пик аварий приходится на вечер, когда на дороге плохая видимость. Небольшой камень, попавший под колеса, уже может стать причиной потери контроля управления и падения», — делится доктор Боргхут.

В каких случаях обращаться к врачу

Рами Боргхут советует обязательно обращаться к врачу в двух случаях.

В первом — когда человек упал, двигаясь на высокой скорости, и когда произошло столкновение. «Люди могут получить травмы брюшной полости, которые не сразу дадут о себе знать», — объясняет врач.

Второй случай, когда при столкновении человек ударился головой и/или потерял сознание. Здесь также необходим осмотр травматолога.

Если пострадавший отделался ссадинами, достаточно обработать их антисептиком.

Пешеходы могут весьма сильно пострадать при столкновении с электросамокатом — человек принимает на себя удар транспортного средства весом 15-20 кг — не самые приятные ощущения.

Если после столкновения пострадавший ощущает боль в какой-либо части тела, то стоит незамедлительно показаться врачу.

Запретить нельзя оставить: что делать с электросамокатами

© Visualrian.ru/Александр Гальперин

Как максимально обезопасить себя во время езды на электросамокате

1. Соблюдайте возрастные ограничения, не позволяйте кататься на самокатах детям.

Если вы разрешаете ребенку пользоваться электротранспортом, то поездка должна проходить строго под вашим присмотром и в безопасном месте.

2. Не используйте самокаты, скорость которых превышает 25 км/ч.

3. Надевайте защиту.

Для того чтобы максимально обезопасить водителя электросамоката от травм, важно правильно подобрать шлем и средства защиты. Защита, в том числе и шлемы, предназначенная для велосипедистов и роллеров, не подойдет. Она не защитит от падения на высокой скорости. Надо рассматривать защиту, предназначенную для водителей мопедов и скутеров.

4. Держите руль двумя руками.

5. Не отвлекайтесь на телефон. Не пользуйтесь наушниками во время езды на электросамокате.

6. Соблюдайте правило: один самокат — один водитель. Никаких поездок вдвоем или втроем на одном СИМ.

7. Спешивайтесь там, где ваше транспортное средство может представлять угрозу для пешеходов.

Фото: Visualrian.ru