Умнее ли дети с устройствами, чему они учатся с помощью айпадов-айфонов, и, наконец, отрывают ли планшеты и смартфоны детей от чего-то более важного для их роста и развития? Когда я захожу в детский сад, дети, увидев меня с улицы, бросаются к окнам и, барабаня ручками по стеклу, кричат: «Катя пришла!!!». Некоторые прорываются за баррикады и бегут обниматься, лезут с головой в сумки. За бурной реакцией отчасти скрывается любовь к моим особенным книжкам, хороводам, песням, огромным мыльным пузырям и прочим «радостям». Но что-то подсказывает мне, что за всем этим стоит привязанность вовсе не ко моим занятиям, а к моему …айпаду. Знаменитый планшет я показала им полгода назад, но все, без исключения, дети в возрасте от 2 до 5 (прямо по Чуковскому) уже научились его включать, выключать, понимать, когда он сел, выбирать нужные программы, фотографировать и снимать видео. Благодаря гениальному пользовательскому интерфейсу Apple устройства стали универсальными электронными няньками. Работаю я не в самом процветающем районе, но у трети детей в семье уже есть iPhone или iPad. При этом, устройства взаимозаменяемы: дети инстинктивно распознают "игрушку" не только в айпаде, но и в айфоне, который торчит у меня из воспитательского фартука. Ни один из 18 детей в комнате сегодня не преминул попросить поиграть с моим телефоном. Хотя педиатры всего мира призывают сократить "экранное" время детей до 2-х лет до нуля, а после двух – не более 10-20 минут в день, мало кто этих педиатров слушает, по крайней мере, среди моих коллег – родителей с высшим образованием и "интеллектуальными" профессиями. Так, в год мой сын просек, как быстренько вернуть себе внимание мамы, выключив компьютер. В два уже успешно восседал на стуле и умело пользовался мышкой, в четыре - ловко "переписывался" смайликами за меня, когда я уходила на кухню приготовить ужин, а в семь у него появился первый "айфон" (мамин, конечно). Скорость обучения поколения «двухтысячных» просто поражает. Мы провели эксперимент с сыном и засунули все игры в секретные папки – дети в детском саду нашли их за минуту. Если мы в детстве на день рождения хотели новый велосипед или щенка, то для них единственным желанным подарком является устройство стоимостью выше 500 долларов. К средней школе все малыши из моей группы будут иметь многолетний опыт общения с мультисенсорными электронными планшетами, подключенными к Интернету. Наблюдая за своим цифрово-продвинутым ребенком и другими подрастающими техно-аборигенами, я много размышляла над вопросами: умнее ли дети с устройствами, чем без них, чему дети учатся с помощью айпадов-айфонов, и, наконец, отрывают ли планшеты и смартфоны детей от чего-то более важного для их роста и развития. Умнее ли дети с устройствами? Дети учатся с помощью органов чувств. Сенсорно iPad задействует слух, зрение и осязание. Большинство детей – визуалы, то есть воспринимают новую информацию хорошо с помощью зрения, поэтому развивающие программы для планшетов и смартфонов – это минимум текста и максимум изображений. На опыте нашего детского сада отмечу, что iPad хорош для изучения звуков, слов, названий животных. Благодаря наличию озвучки и качественных картинок у детей получается связывать реальный объект с его названием. Неоднократно замечала, как выручает меня iPad, когда в разговоре с ребенком на интересующую его тему всплывает что-то, что хотелось бы показать. Например, ехидну, которая ест термитов. Гуглим – и картинка готова. Чему дети учатся с помощью планшетов? Мелкая моторика** _ Манипуляции с айпадом развивают мелкую моторику. Не в той степени, как натягивание резинок на гвоздики, нанизывание бусин или игры с песком и водой, но все-таки движения становятся более точными. Например, в одной игре Bugs and Buttons (жучки и бусины) муравья надо провести в его домик. Карандашом сделать трехлетке это пока трудно, а вот пальцами по экрану – все справляются. Бережное обращение** _ Дети учатся бережно обращаться с дорогим "прибором", аккуратно класть его на подушки, держать двумя руками. Все это происходит не сразу, но они обучаются, это факт! Умение делиться_** Играть на айпаде у нас можно по очереди, по 5 минут по установленному таймеру, поэтому в процессе дети не только обучаются считать минуты, узнавать время, но и делиться с другими, ждать своей очереди. Очень важный социальный навык. Навыки контроля_** Не секрет, что дошколята обожают предметы, с которыми можно манипулировать – это дает им неповторимое ощущение контроля. Подобные ощущения у детей этого возраста вызывают книжки-театр, раскладные книжки, штуки с переключателями, кнопками. Концентрация** _ За интересной (читай: стимулирующей чувства) игрой дети могут просидеть не отрываясь до часа, если им позволить. Наличие уровней и разных заданий, как я заметила, повышает концентрацию. Закрепление навыков_** Буквы, цифры, и все, что Глен Доман называл "битами информации" легко усваиваются с помощью игры на планшете. А вот начать говорить с помощью планшета ребенок едва ли научится. Программы обучения чтению хороши скорее для закрепления навыков чтения, узнавания букв, обводки. Оказывают ли планшеты негативное влияние на детей? Когда любое устройство, будь это телевизор, компьютер, или телефон, планшет является попыткой надолго "занять" ребенка без очевидной пользы. Тут, как мне кажется, надо быть предельно честным с самим собой. Когда мне приходилось много работать и одновременно сидеть с больным ребенком дома, я включала его любимые мультики, отдавая себе отчет, что сейчас я его "отключаю". Потому что мне некогда и надо взять пару-тройку интервью. Сегодня смартфоны и планшеты выручают родителей в очередях, в пробках, в долгих перелетах, и в этой тенденции, по-моему, нет ничего катастрофичного, просто еще одна электронная соска. Но наблюдения за моими дошкольниками наводят на мысль, что у бесконтрольного использования электронных устройств есть очевидные недостатки: Сидячий образ жизни** _ Айпад – как и чтение книжки – статичное занятие. Дети научились лежать над айпадом, держать его в руках, лежа на спине. И, тем не менее, они долго находятся в одном положении. Движение – ключевой момент в жизни ребенка от 0 до 5, поэтому айпад лишает малыша этого времени. То есть, это перечисленные выше преимущества меняются на отсутствие движения. Если время игры на айпаде ограничивается таймером, такой проблемы не возникает. Перестимуляция_** Первые две недели пребывания айпада в классе некоторые чувствительные дети рыдали, когда у них забирали планшет. Они отказывались есть, и мне приходилось убирать устройство на несколько дней, чтобы снизить напряжение. Сейчас все привыкли к правилам: айпад - только после важных дел, не больше пяти минут. И все как-то устаканилось. Звуковые эффекты, фоновая музыка, мелькающие картинки могут запросто утомить ребенка. Кроме того, планшеты потенциально несут угрозу игровой зависимости. Помеха живому общению_** Хотя малыши и собираются в кружок, чтобы поиграть на планшете и обсудить игры, в которые играют, это не заменяет настоящего общения с людьми, в частности, родителями и другими детьми. Живое общение развивает эмпатию и социальные навыки. Советский психолог и теоретик Выготский считал, что обучение наиболее эффективно в социальном окружении, при общении со значимыми взрослыми и другими детьми. Если смартфон и планшет стоит на пути живого общения, стоит задуматься о том, так ли он необходим. Мой сын растет в окружении самых разных устройств с первых своих дней, потому что я точно также схожу с ума от гаджетов и покупаю их, главным образом, себе. Однако небольшой эксперимент в отдельно взятой семье и отдельно взятом детском саду показал, что планшет органично вписываются в жизнь ребенка и приносят пользу только тогда, когда iPad или Samsung Galaxy не является "бесплатной" нянькой, и время контакта с этими устройствами ограничено. Читайте также:** iPad в руках ребенка: защита и развивающие игры Дети в Интернете: вымышленная безопасность_ Эплстором по галактике: учебники от Apple Дружок, давай потрогаем эту сказку