Принять участие в параде парусников, словить почти полный штиль во время регаты, погулять по Французской Ривьере и выбрать курс на труднодоступные острова Средиземноморья – сделано! Редактор «Летидора» Екатерина Андреяшева продолжает репортажи, вернувшись из необычной школы: это парусник «Погории», на котором плыли в открытом море 32 школьника. Прошлый выпуск читайте здесь. А из этого выпуска вы узнаете о том, какое судно называют «выжимающее ветер», что такое свисток боцмана и как может помешать гандикап. В свои пятнадцать лет школьники с «Погории» приплывают на корабле на Лазурный берег, чтобы принять участие в регате. Они проживают удивительную жизнь, далекую от забот, и звонят домой своим родителям, большинство из которых здесь не было. Как передать красоту этих мест, где 300 дней в году светит солнце?Перед тем, как отправиться в четырехдневные соревнования с известными парусниками мира, русские и польские подростки побывали на нескольких экскурсиях. Благодаря приглашению от других команд Tall Ships Regatte мы посмотрели самый быстроходный «МИР», увидели четырехмачтовый барк «Крузенштерн», известный как «судно, выжимающее ветер». А также съездили в парк, где нам показали как выглядит лаванда и орегано в самых что ни на есть природных условиях. Утес, с которого служители парка смотрят на парад парусников, решено было запечатлеть на память.У тех, кто участвовал в регате, каждый день во французском порту был заполнен под завязку. То спортивные соревнования, то парад, то экскурсии. Скучать не приходилось, а времени на то, чтобы просто погулять не оставалось вовсе. На корабле все чаще говорили о том, что после регаты будут самые настоящие каникулы. Мы будем ходить под парусом по Тирренскому морю, изучать местные красоты. А пока нужно было побеждать в регате, на которой собрались участники из 20 стран и на которую пришло более 1 миллиона зрителей.Стартуем!В морской жизни есть множество вопросов, с которыми никому из юных участников «Школы под парусами» раньше не приходилось сталкиваться. Как выстроить все корабли в одну линию, чтобы старт прошел честно? А вдруг кто-то вырвется вперед и победит? Могут ли парусники вдруг включить мотор, чтобы немного отыграть проигранные мили? Что будет, если один из кораблей не сможет поймать ветер? Неужели все будут ждать, пока он дойдет до порта, и без него окончания регаты не будет? Как можно сравнивать разные судна (ведь одни из них старше, другие больше, и у каждого свой набор парусов)? Как оказалось, ответы на все эти вопросы лежали на поверхности. Во-первых, все корабли выстраиваются в открытом море вдоль некой абстрактной линии старта. Фактически корабль должен занять место по координатам. Во-вторых, мотор включить не получится – на одном участке пути ветер дует для всех одинаковый. Так что под шумок вырваться вперед, пока все стоят, затея глупая и ни к чему кроме как исключению из гонок не приведет. В-третьих, ждать особо запоздавшие корабли не будут. Когда станет ясно с победителями, сильно отставшие смогут включить мотор и дойти до итальянского порта Специи просто как участники регаты, без ожидании призов. Если же говорить о сравнении кораблей, то в рамках своего класса («Погория» принадлежит к классу А) победу присуждают с учетом гандикапа. Итак, мы вышли на «Погории» из порта Тулона. Вместе с нами в открытое море устремились и другие суда. Взбивая пену своими моторами, все корабли в это утро стали участниками парада парусников. Это чертовски необычно, когда ты плывешь в окружении множества других кораблей.Есть одна удивительная традиция: принято, чтобы члены команды поднимались на реи для приветствия других кораблей. Конечно, не все так делают. Но наши ребята все же были на реях. Смотреть на парад парусников, возвышаясь над морем почти на 50 метров! Когда мимо нас проплывал военный корабль Франции, мы даже собрали свою порцию восторженных приветствий. И это было приятно, что ни говори.Старт прошел незамеченным. Мы пришли в положенное место, немного покрутились на месте, а дальше все корабли стали очень быстро уходить друг от друга. Так быстро, что не прошло и пары часов, как мы оказались в одиночестве. Капитан Буш, посмотрев погоду и обещанные ветра, выбрал курс на Корсику. В целом, было всего два основных варианта: идти к родине Наполеона или же плыть вдоль Французской Ривьеры. Учитывая особенности «Погории», мы могли идти к ветру под углом до 20°, наша маневренность давала надежду на победу. Но нам не повезло. Ветра не было. Один день мы плелись со скоростью, которая была чуть выше пяти километров в час. Равносильно тому, что человек проходит пешком за тоже время по суше. Не было ветра, а потому не было и ночных алармов. Обошлось все в штатном режиме. Единственная новость – итальянский корабль «Америко Веспучи» выбыл из гонки. Причину этого еще предстояло выяснить. К Специи мы подходили на левом гальсе – корабль был завален на правый бок. У «Погории» в конце пути наконец-то появилась неплохая скорость в шесть морских узлов. Один узел – это около двух километров в час. Так что мы по-настоящему мчались под парусами. Ветер развевал флаги, капитан оставил нерабочими только фок и грот-брам-стаксель. Их мы сняли еще в четыре утра, как раз в мою вахту. Фитнес от боцмана Марчина, который поставил снимать грот-брам-стаксель четырех девушек, пробудил весь квартет. Благодаря таким физическим упражнениям, которые проходят каждый день, я могу подтянуться уже три раза. Если говорить откровенно, это мой личный рекорд. Пока не тянет на олимпийский, но лично меня впечатляет. Вывод – парусный спорт вполне тянет на фитнес. Заходя в порт хотелось узнать результаты соревнований. Было понятно, что первыми нам не быть, но хотя бы войти в тройку лидеров! Программа на ближайшие дни в итальянском городе во многом повторяла французскую: спортивные состязания, вечерние концерты, возможные экскурсии. Шли разговоры о том, чтобы съездить в Пизу. Мы встали недалеко от гордости итальянского парусного флота – «Америко Веспучи». «Погория» уже принимала на своем борту несколько учеников с этого корабля. Как оказалось, жизнь на польском паруснике в корне отличалась от их опыта. Во-первых, спать будущим морякам с «Америко Веспучи» приходилось в гамаках. Во-вторых, основной костяк студентов составляли восемнадцатилетние парни. Им разрешалось курить, поздно возвращаться на борт. Фактически, их жизнь подчинялась простому правилу: до 12 часов нужно было сделать все, что требовалось, а потом до самого вечера все были свободны. Сицилиец Фабио, который проходит практику на «Америко Веспучи», рассказал о том, что на их корабле все еще используются свистки боцмана. Это незаменимая вещь на больших суднах. Существует множество команд, которые боцман подает, используя такие свистки. Из-за размеров судна докричаться порой до того или иного моряка совершенно невозможно, а здесь свистнул – и все начали выполнять поручения. Утром, когда мы поднимали свой флаг, услышали комбинацию коротких и длинных трелей. Похоже, даже во время сухопутной бандеры на «Америко Веспучи» боцман предпочитает беречь свои связки. И хотя настоящие морские свистки уже используются не так часто на кораблях, найти сувенирный не составило труда.На вопрос о том, почему же «Америко Веспучи» так быстро сошел с дистанции, я получила довольно путанный ответ. По словам Фабио курс был выбран не самый успешный и в тот момент, когда уже было понятно, что корабль не займет призового места, решено было выбыть из борьбы. Почему нужна была только победа, а не общий результат, понять было трудно. «Погория» в итоге тоже не попала в тройку лидеров. Мы заняли четвертое место, гандикап был не в нашу пользу. Хотя финишировали мы с надеждой на одно из призовых мест. Оценкой судей многие остались недовольны. На турнирной табличке, которую повесили на корабле, в итоге было написано «OSZUTWO». «Нечестно». А что поделать? В Пизу никто с «Погории» так и не поехал. Приняли решение остаться и погулять по Специи. Посмотреть на корабли, пройтись по магазинчикам, стать на один день совсем обычными туристами. Это был последний день перед каникулами. Даже на танцы, которыми завершалось это мероприятие, пошли не все. Сказывалась усталость. Перед тем, как уйти из Специи, мы прощались с Адамом Бушем. На его командование выпал переход из Шербура до Тулона. Адам окончательно и бесповоротно отменил сон во время ночных вахт. Юным матросам теперь приходилось искать все новые способы, как одновременно быть и на вахте, и в объятьях Морфея. Лучшие места знатоки находили под рындой. Жаль только, что на время морских переходов именно сюда ставили большие мешки с мусором. Адама Буша сменил Кшиштоф Грубецкий. Он не раскрывал маршрута, но пообещал, что смотреть мы будем на города и острова, до которых не так-то просто добраться иначе как на корабле. С ощущением таинственности и недосказанности мы отправлялись в плавание по Средиземноморью.Продолжение следует...** _ Автор благодарит Збишека Босека за предоставленные фотографии .