10 апреля 2013 в 11:43

Шахматы для сына: тактика обучения

В свои четыре года и два месяца сын свободно играет и в шахматы, и в английские шашки. Как это получилось у папы? Какие тактические и стратегические педагогические моменты помогут привить любовь к игре и развить волю к победе?

Не помню точно, в каком возрасте отец научил меня играть в шахматы, но в семь лет я уже неплохо играл, и мы частенько сражались с ним по вечерам. Конечно, став отцом, я тоже стал учить сына этой великолепной игре.

Подход к обучению сына шахматам я выбрал такой же, как при обучении чтению, счету, английскому, творчеству, плаванию и другим развивающим активностям. Подход этот прост: обучение я проводил только в игровой форме, то есть, по сути, не обучал сына, а играл с ним, потихоньку подталкивая игру в нужное русло. Время проведения таких игр изначально было не более 1 минуты. Потом, когда сын привыкал к игре, я  постепенно увеличивал время. Постоянно разнообразил игру, начиная с небольшой доли информации, потом, шаг за шагом, дополнял общую картину. Каждый раз заканчивал игру на пике активности и интереса, только с положительными эмоциями.

Как вовлечь: тактика и стратегия

Знакомить сына с шахматами я начал, когда ему было два года. Конечно, сначала Тимур узнал названия всех фигур, так как они участвовали практически во всех наших играх. Мы рисовали их, лепили из пластилина, собственноручно делали шахматную доску и расставляли собственноручно сделанные фигуры. Далее потихоньку я стал объяснять цель игры, опять же образно и в игровой форме показывая, как черные с белыми соперничают, как ходят фигуры, какой «вес» имеет каждая фигура.

И, наконец, Тимур полностью вник в шахматы, стал правильно ходить фигурами, прослеживать возможные ходы и их последствия. На этот первый этап нам понадобился год. Я не форсировал события, периодически давал возможность интересу угаснуть, потом опять пробуждал его, подогревал.

Иногда Тимур видел, как мы с женой или знакомыми играем, иногда какая-нибудь интересная информация по шахматам попадалась случайно, и я обязательно акцентировал на ней внимание, в общем, использовал любую возможность поддержания интереса.

Так как шахматы – достаточно долгая игра, требующая постоянной концентрации и напряжения на протяжении всей игры, на втором этапе я познакомил Тимура с английскими шашками. Этот шаг оказался очень своевременным, так как Тимур уже привык к шахматам, но доиграть в шахматы партию до конца ему было еще сложно. А английские шашки – это очень динамичная и несложная игра.

Сын быстро освоился и временно переключил внимание на них. Потом, почувствовав радость побед в шашках, он с новой силой взялся параллельно и за шахматы. Был период, когда Тимур везде с собой носил шахматную доску с шахматами и шашками внутри. Даже на кухне у нас был дежурный набор. Конечно, чем больше он играл с нами, с другими людьми, с компьютером или сам с собой, тем лучше начинал понимать суть этих игр и тем интереснее становились для него эти игры. Этот этап занял у нас также примерно год.

Сейчас, в свои четыре года и два месяца (или 50 месяцев, как посчитал сам Тимур свой возраст), он свободно играет и в шахматы, и в шашки. В английские шашки обыгрывает компьютер на 6-ом уровне из 6-ти, а также живых соперников разного возраста с разной степенью подготовки. В шахматы обыгрывает компьютер на 2-ом уровне из 10-ти и также состязается, обыгрывая иногда людей.

1 из 3

ПредыдущаяЗакалка воли к победе
Семейный гороскоп