Опубликовано 06 марта 2013, 15:01

Самостоятельные путешествия с маленькими детьми

Объезжать экзотические страны на машине или путешествовать автостопом - это, казалось бы, не очень безопасное занятие для маленького ребенка. Однако некоторые родители так не считают! Родители-путешественники рассказывают "Летидору" о своих приключениях и дают советы, которые не стоит игнорировать.

Эти родители не засиживаются дома, холя и лелея свое чадо, а собирают рюкзаки и отправляются в путешествие, чтобы дать возможность своему малышу не на картинках, а воочию увидеть прекрасный и удивительный мир, который нас окружает. Родители-путешественники рассказали "Летидору" о своих приключениях и о необходимой подготовке к самостоятельному путешествию с маленьким ребенком.

Любушина Екатерина

ЖЖ: lunster.livejournal.com
г. Москва, менеджер по закупкам

Любушкина Екатерина.JPG

Екатерина путешествует с мужем и дочкой Нелли, в Юго-Восточную Азию они отправились, когда Нелли был год и месяц, колесили по Тайланду, автостопом перебираясь из одного места в другое.

Как решились на путешествие с ребенком

До Юго-Восточной Азии мы всегда путешествовали "дикарями", в том числе и после рождения ребёнка: с полугодовалой Нелькой ездили на 2 недели с палаткой в Карелию, с девятимесячной – на о. Сарпинский на Волгу, не говоря уже о многочисленных мелких выездах "в лес". Мы даже ночевали в палатке на диком пляже в Тайланде, правда только один раз, т.к., увы, климат оказался слишком жарким и душным для таких "подвигов".

Об автостопе

1200 километров мы проехали автостопом - для нас с мужем это вполне обычный способ передвижения. Ведь когда едешь автостопом, то ты избавлен от необходимости выяснять расписание транспорта и подстраиваться под него. И, кроме того, это ещё и отличная возможность вплотную пообщаться с местным населением (пусть и на 99% невербально, как это было в нашем случае); хороший повод обзавестись местным разговорником и хотя бы попытаться выучить побольше слов; уникальный шанс получить приглашение от "простого азиатского дальнобойщика" на обед, а то и в гости.

Как и следовало ожидать, наличие маленького ребёнка превращало и без того беспроблемный тайский автостоп в эдакое "такси с услугами": транзитные машины заруливали в города, чтобы непременно доставить нас прямо к дверям отеля; водители звонили своим якобы англоговорящим родственникам, чтобы те нас выслушали и перевели, куда нам нужно добраться; в дороге с нами постоянно делились питьевой водой и сладостями "for baby" (которые украдкой приходилось съедать самим).

О маршруте

Самостоятельные путешествия с маленькими детьми

Мы путешествовали с 18 января по 24 марта 2012 года: прилетели в Бангкок, поняли, что нам здесь очень жарко, и поехали на океан в аутентичную и нетуристическую Сонгкхлу; через неделю на автобусе заехали на Пхукет повидать знакомого, откуда автостопом вернулись в Бангкок и на перекладных доехали до Камбоджи, куда просто вошли пешком, несколько удивив таксистов и местных жителей. Посетили "камбоджийскй Пхукет" – курортный город Сиануквиль - и, конечно же, съездили в Ангкор. Пожалуй, наш ночной слиппинг-бас из Сианука в Сием-Реап, который неожиданно высадил нас в полночь в Пномпене, доставил нам больше острых ощущений, чем весь тайский автостоп, вместе взятый! Затем мы вернулись в Таиланд, где решили познакомиться с северным регионом, по которому тоже много ездили автостопом: Чиангмай, Чианграй, Мэ-Сай, Золотой Треугольник.

Трудности в пути

Жаркий и влажный климат оказался, пожалуй, основной проблемой: дочка очень часто отказывалась ездить в коляске, носить же её в слинге в + 40°С было невыносимо, поэтому зачастую приходилось нести её на руках, а в коляске ее место занял слинг. Грудное вскармливание из-за жары тоже превратилось в малоприятное занятие, а наша Неллюшка - любительница "повисеть на груди" и днём, и ночью. Не ожидали мы и столь гигантского и непреодолимого языкового барьера: в магазине туристического снаряжения я 10 раз на все лады произношу слово "gas", который по-тайски будет тоже "кэс", после чего продавец лезет в свой англо-тайский словарь и радостно восклицает "ах вам нужен gas, ну что ж вы сразу не сказали! конечно же, он у нас есть!".

Еще одна трудность, с которой мы столкнулись, - огромное количество комаров. Не поливать же и без того вечно мокрого ребёнка с ног до головы средствами против комаров, да и плотную одежду не наденешь. Укусы наша Нелька потом чесала бесконечно, не могла из-за них спать. Спирали, "фумитоксы" и всякие средства после укусов почему-то нам не сильно помогали.

Местная кухня

Вопреки ожиданиям, довольно быстро мы освоились с местной кухней: питались за копейки только на улице, где весь процесс приготовления пищи происходит на твоих глазах. В любой момент буквально дёргаешь повара за руку и жестами просишь не вливать очередную острую приправу, а насыпать, например, побольше зелени. Открыли для себя чудесные супы за 20 бат (1 бат примерно равен одному рублю), которые продают по утрам с мотоциклов прямо в порционных целлофановых пакетиках: в бурлящий рисовый взвар засыпают по твоему желанию мясо, овощи, специи, зелень. Вкуснейший приготовленный на пару рис продается на каждом углу, штук 5 разновидностей бананов, затейливая местная выпечка, белоснежная рисовая лапша в бульоне и ещё довольно много "детских" и диетических блюд.

Смешные или страшные моменты

До сих пор смеемся, вспоминая наш "интернациональный автостоп" из Золотого Треугольника в Мэ-Сай. Сперва ехали в кузове дребезжащего а-ля "Камаза", который был наполовину завален колючей ананасовой ботвой, среди которой удавалось выуживать крошечные вкуснейшие ананасики. Помимо ботвы в кузове каким-то образом оказались поляк и француженка. Перед тем, как свернуть с трассы, грузовик заботливо высадил нас на посту ДПС, где обходительный полицейский мигом сам остановил нам первый же пикап до Мэ-Сая. Для меня к тому моменту залезть в кузов со спящей в слинге Нелькой уже не являлось большой трудностью, но не тут-то было - дядя-полицейский метнулся и галантно подставил нам с француженкой свой пластмассовый стул! Сервис, да и только!

Смешные камбоджийские и китайские малыши трогали одним пальчиком Нельку за голову: типа "это что - волосы? а почему белого цвета?! и почему так мало?".

Самостоятельные путешествия с маленькими детьми

А потом начался какой-то микро-сезон дождей, и у нас текла крыша, и в один прекрасный вечер, когда уже и так все вещи напрочь отсырели, у меня сорвало кран на душевом шланге и до кучи обрызгало как раз полки с вещами.

Как путешествие влияет на ребенка

Дочка отлично научилась приветственно поднимать руку в ответ на преследовавшие нас крики "Hello, baby!" - ни дать не взять, маршал на параде. Научилась не бояться волн, даже когда они захлестывают ее с головой (разумеется, на мелководье). На удивление спокойно отправилась "в гости" к уличной торговке, при том, что папа и мама остались снаружи кушать суп. (Судя по восторженным детским воплям, продавщица продемонстрировала нашего белого младенца своим деткам - смотрите, мол, какие ещё существа населяют нашу планету!).

Советы

Впервые выезжающим в Юго-Восточную Азию с малышами я бы посоветовала начать с более прохладных северных регионов - разумеется, если переезды входят в ваши планы и если позволяет время. Из-за резкой смены климата у дочки с первого же дня высыпала довольно сильная потница, которая преследовала нас на протяжении всей поездки, исчезнув лишь на границе с Бирмой и Лаосом, где вечерами температура опускалась до +15°С - +17°С.

Выводы и планы на будущее

Юго-Восточная Азия - отличное место для отдыха и путешествий с маленькими детьми, но следует учесть, что либо вам придется отказаться от многих достопримечательностей и активного времяпрепровождения, т.к. "просто засунуть ребёнка в слинг на 2-3 часа" довольно сложно из-за жары, либо придется тратиться на такси. Мы же всю дорогу пытались сочетать наличие ребенка с привычными замашками путешествовать максимально экономно и просто, а также с навязчивым желанием увидеть всего побольше. В итоге, на "отдых" наша поездка никак не тянет, но уж точно запомнится на всю жизнь. Надеюсь, что в будущем мы ещё не раз посетим Юго-Восточную Азию и что Неллюшке тогда с нами было все же хорошо.