О медицинском шоу для детей и взрослых, организованном «Умной Москвой», рассказывает его участник, редактор раздела Здоровье «Летидора». В воскресенье в Библиотеке-читальне им. И. С. Тургенева на Чистых Прудах прошел «Один день из жизни больницы». На самом деле, это целая серия научных шоу, придуманных и организованных проектом «Умная Москва», которая длится с 24 мая по 1 июня (на некоторые дни, между прочим, еще остались билеты). На некоторое время школьникам предлагалось почувствовать себя врачами самого настоящего лечебного учреждения и освоить – пусть и на ознакомительном, начальном уровне – некоторые практические навыки.Впрочем, обо всем по порядку. Если театр начинается с вешалки, то «Один день» начинался с гардероба, где участников шоу ждали самые настоящие белоснежные медицинские халаты.Помещения библиотеки превратились в отделения больницы – здесь и кардиология, и знаменитый «приемник», воспетый во многих зарубежных и отечественных сериалах.И самая настоящая реанимация.В которой ребятам предстояло побороться за жизнь самых настоящих, пусть и учебных манекенов.В каждой программе, которая рассчитана на 2 часа, принимали участие 60 детей, разделенных на 5 команд по 12 человек. Каждая команда отличалась названием и бейджами с определенной символикой. «Острые скальпели» должны были работать в хирургии, «Скорая помощь» - в реанимации, «Белые халаты» - в приемном. Эти названия вопросов не вызвали. Но вот почему «Условный рефлекс» - команда терапевтического отделения, если ей самое место в неврологии, и что делает «Реакция Манту» в кардиологии? Впрочем, как выяснилось, особого значения названия не имели, в любом случае все команды побывали на всех этапах шоу, отличалась лишь последовательность их прохождения.Халаты, кстати, были одного, взрослого размера, поэтому на некоторых младших детях смотрелись очень стильно, в рамках тренда «в пол». Впрочем, самих детей этот факт особо не напрягал, особенно, если учесть, что перед началом шоу им показывали чрезвычайно веселые мультики на больничную тему. Юмор некоторых из них, например «Женщина и Смерть»достаточно специфичен, с другой стороны, очень точен с точки зрения атмосферы лечебных учреждений, но дети остались довольными – это главное.«Один день» начался с того, что перед маленькими зрителями была разыграна классическая «пятиминутка». В ходе которой внезапно выяснилось, что в условной городской больнице – очень даже настоящий дефицит кадров. Штатные врачи в количестве 60 шт срочно высланы «на картошку», так что придется в срочном порядке готовить им замену. После чего ведущие по очереди увели свои команды на этапы курса молодого врача.В хирургическом отделении ребятам предложили спасти целое стадо панд, пострадавших от недоброкачественной пищи. Почему врачи не стали ограничиваться инфузионной терапией и энтеросорбентами, а решили применить хирургическую тактику – вопрос излишний, и вообще, главное не это. Главное – отработка навыков шитья самыми настоящими хирургическими инструментами – иглами, иглодержателями, а также настоящим шовным материалом. Дети получили массу интересной информации. Например, им рассказали и показали, что хирургические узлы можно и нужно вязать не только руками, но и с помощью инструмента, причем последнее – более правильный вариант. Им объяснили, как снимаются швы, акцентировав внимание на правильном срезании узелков. В общем, если позже дома вы увидите «прооперированные» мягкие игрушки – не удивляйтесь.В «приемнике» учили методикам пальпации пульса и определения артериального давления. Определенно нужные навыки, многие взрослые делают при проведении этих простейших манипуляций множество ошибок. А дети теперь в курсе, куда нужно накладывать манжету и где искать пульсацию лучевой артерии.В кардиологии будущие коллеги познакомились с электрокардиографом. И выучили, как крепятся электроды для снятия ЭКГ в стандартных отведениях. Знаете, как лучше всего запоминать порядок? При помощи мнемонического правила «Каждая женщина знает черта», по кругу: красный на правой руке, желтый на левой руке, зеленый на левой ноге и черный («земля») – на правой ноге.Чем можно заниматься в терапии? Конечно же, выслушивать сердце и легкие при помощи стетофонендоскопа, часто именуемого на медицинском сленге «ушами». Правда, звуки работы собственного организма услышать практически нереально, таковы особенности нашей физиологии, но простейшие навыки работы с «трубкой» в жизни определенно пригодятся.Вот и дождался своего часа манекен в реанимации. Здесь дети познакомились с мешком Амбу, или «амбушкой», как ласково называют медики это устройство для ручной искусственной вентиляции легких. А также узнали и, что самое главное, попробовали на практике провести непрямой массаж сердца. Безусловно, навыки очень ценные и полезные.Помещения в библиотеке небольшие, и если бы за 60 маленькими врачами ходили бы еще 60 их родителей, Тургеневка сузилась бы до размеров кладовки. Так что взрослых предусмотрительно оставили в просторном и, что немаловажно, хорошо проветриваемом помещении. Сначала их развлекали викториной «Верю-не верю». На заранее заготовленных бланках нужно было отмечать галочкой корректность каждого из 24 утверждений, которые озвучивал ведущий. Вопросы были из самых различных областей знаний, так что медицинское или биологическое образование в данном случае не было преимуществом. Отличиться могли и технари, и гуманитарии. Были и вопросы, откровенно ставящие в тупик и заставляющие просто гадать, хоть монетку подбрасывай. Например, согласны ли вы с утверждением, что на картине Пабло Пикассо «Девочка на шаре» изображены девочка и шар два человека? Не торопитесь отвечать и попробуйте вспомнить картину, не залезая в интернет, всё не так просто. Нужно сказать, что родители с удовольствием участвовали, живо реагировали на вопросы, сформулированные с юмором, и вообще были искренне заинтересованы во всём происходящем. Что не могло не радовать. Призом в викторине был бесплатный билет на любое из следующих мероприятий «Умной Москвы», причем победитель второй программы дня, химик по образованию, ответил правильно аж на 22 вопроса. После веселой разминки против родителей была применена тяжелая артиллерия в виде редактора раздела Здоровье проекта «Летидор», то есть вашего покорного слуги. Но и часовую лекцию «Лекарства: от лаборатории до аптеки» родители слушали с неизменным интересом, задавали не самые простые вопросы и даже после завершения лекции подходили и выуживали из лектора необходимую им информацию. Такое стремление к знаниям тоже не могло не радовать. В конце программы детям был устроен небольшой коллективный зачет, команде задавались три вопроса по пройденным темам, для получения сертификата нужно было правильно ответить на все три. Не справившихся с этим заданием не было, так что все будущие врачи ушли с мероприятия с именными документами, немножко уставшие, но определенно довольные. Фото автора