06 апреля 2013 в 21:30

Музей микроминиатюры в Петербурге

Музей "Русский Левша" - первый музей микроминиатюры в России. Его коллекцию - знаменитую подкованную блоху, поделки на рисовых зернах и многое другое - рассмотреть невооруженным глазом невозможно.

Есть в Санкт-Петербурге музей – единственный в России, посвященный жанру микроминиатюры. Как и сами микроминиатюры, подобные музеи "штучные" - за рубежом всего две экспозиции. В музее "Русский Левша", который был открыт Международной Гильдией Мастеров в 2006 году, помимо микроминиатюры, представлены работы разных умельцев - преобладает художественная ковка, есть стекло, гобелены, рельефная живопись, ассамбляж и скреп-арт. Большинство творческих объектов - произведения членов гильдии. 

Познакомиться с искусством микроминиатюры интересно и детям, и взрослым. Для начала проведем небольшой экскурс в особенности микротворчества…

Микроминиатюра

Микроминиатюра - редкий жанр. Художник создает свои произведения, работая под микроскопом. Творения настолько крошечны, что их просто невозможно увидеть невооруженным глазом: бывают и объекты размером не более клеточки эритроцита крови, а размеры отдельных деталей и подавно трудно представить. История микроминиатюр началась более двух тысяч лет назад, а родиной этого искусства признают иногда Японию, иногда Китай. Микроакварели тогда выполнялись мастерами на тонких деревянных дощечках, зернах, шелке. Акварель, сделанная на рисовом зерне в период правления китайской императорской династии Тан тринадцать веков назад, находится в Лувре.

В России всегда были мастера, которые могли создавать мельчайшие произведения искусства. Собирательный образ талантливого народного умельца представил Николай Лесков в сказе о тульском левше и подкованной блохе. Мастеров, которые приблизились в искусстве к легендарному оружейнику Левше сегодня немного. Все они самоучки, поскольку школы, где бы обучали искусству микроминиатюры, нет. В России и ближнем зарубежье не более десяти человек, занимающихся столь необычным и интересным делом. Это Николай Сядристый (г. Киев, Украина), Анатолий Коненко (г. Омск), Валерий Дворянов (г. Череповец), Юрий Диулин (г. Екатеринбург) и другие. В их числе и физик Владимир Анискин из Новосибирска, творческая коллекция которого представлена в музее "Русский левша". Ученый СО РАН исследует микропроцессы, и хобби - микроминиатюрное творчество, которому он отдается со всей страстью, часто помогает делать серьезные научные открытия.

Увлечение мастера Анискина микроминиатюрой началось на последнем курсе Новосибирского государственного технического университета. Студент решил заняться ювелирным делом и в библиотеке нашел материал о первых мастерах микроминиатюры "Тайна невидимых шедевров". Появилось желание научиться делать "невидимки". Сначала Анискин пользовался детским "одноглазым" микроскопом, который к тому же переворачивал изображение. Приходилось писать буквы справа налево и вверх ногами, как в тайнописи Леонардо Да Винчи. Первые опытные надписи мастер царапал вкривь и вкось на рисовых зернах. Первое серьезное произведение - страница из книги Лескова - 2027 знаков на рисовом зернышке. Этот экспонат, украшенный малюсенькой подковкой, сегодня выставлен в экспозиции музея.

Все работы, представленные в музее, выполнены мастером вручную, рассмотреть их можно только под большим увеличением при помощи микроскопов, вмонтированных в выставочные формы.

На выставке есть классика жанра: подкованная блоха. Подковы легендарной блохи в шесть миллионов раз меньше обычных подков лошади. Блоха подкована по всем правилам: ширина микроподковок равняется ширине лапки. Также классическими экспонатами жанра микроминиатюры являются надписи на срезе рисового зернышка и человеческого волоса, караван верблюдов в игольном ушке. Среди авторского эксклюзива - аэродром из 20 самолетиков и вертолетиков на срезе макового зернышка, герои мультфильмов на срезе маковых зерен и волоса и многое другое.

Стоит отметить, что у каждой работы есть своя история. Вот, к примеру, роза внутри волоса. Диаметр волоса всего 0,12 мм, диаметр отверстия, просверленного вдоль оси роста 0,08 мм. Необходимо было сначала изобрести сверло, заточить его и просверлить волосок. На это ушло три года. Но и это не все. Чтобы волос был прозрачным, его надо было отполировать изнутри и снаружи специальной пастой! А после собрать цветную пыль (микро-пылинка режется на дольки, как колбаса, а из долек вырезаются лепестки), склеить из нее венчик цветка и стебелек и поместить готовую розу внутрь волоса. От малейшего неосторожного движения маленькие детали разлетались и опытные образцы гибли. Эта работа - воплощение мечты мастера Анискина. Однажды он увидел шедевр – розу в волосе Николая Сядристого - и загорелся желанием повторить ее. Однако умелец секретов своей работы начинающему микроминиатюристу не раскрыл, сказал только: "Сделай, если сможешь..." Анискину удалось сделать удивительный цветок с бутончиком в 65 микрон. На эту работу ушло почти шесть лет: надо было решить множество технических и технологических вопросов. Кстати, инструменты для такой кропотливой работы Анискин изготавливает самостоятельно. Они тоже представлены на выставке в виде экспонатов.

В коллекции микроминиатюриста есть технически сложные работы, облеченные в художественную форму. Это герои советских мультфильмов. Чебурашка, Гена, Пятачок, Буратино, Иа и Вини-Пух – сложные трехмерные объекты выполнены целиком из красящего пигмента, как скульптура. Чтобы материал хорошо держал форму, эти микроскульптуры обрабатываются особым образом. Способ обработки – авторский секрет.

Практически каждая поделка оригинальна и имеет свою тайну. Иногда секреты относятся к самой миниатюре, иногда – к способам ее изготовления. Далеко не все зрители способны открыть тайны микроминиатюриста. Но мастер иногда дает подсказки - в сопроводительной информации указано, на что обращать внимание при осмотре работы. Если приглядеться, можно заметить, что у Крокодила Гены есть золотые зубы, а на рубашке и пальто - пуговицы. Рядом с Буратино открыла рот любопытная лягушка, а на заднем плане цветет белоснежная кувшинка. Немного перенастроив микроскоп можно разглядеть детали цветка. Разглядывая черепаху Тортиллу можно увидеть, что она выглядывает из пруда, под водой которого скрыто продолжение панциря и задние лапы.

Музей "Русский Левша"
Адрес : м. Гостиный двор, ул. Итальянская, 35
Контакты:  312-88-09, 312-88-97.

Семейный гороскоп