Музей "Русский Левша" - первый музей микроминиатюры в России. Его коллекцию - знаменитую подкованную блоху, поделки на рисовых зернах и многое другое - рассмотреть невооруженным глазом невозможно. Есть в Санкт-Петербурге музей – единственный в России, посвященный жанру микроминиатюры. Как и сами микроминиатюры, подобные музеи "штучные" - за рубежом всего две экспозиции. В музее "Русский Левша", который был открыт Международной Гильдией Мастеров в 2006 году, помимо микроминиатюры, представлены работы разных умельцев - преобладает художественная ковка, есть стекло, гобелены, рельефная живопись, ассамбляж и скреп-арт. Большинство творческих объектов - произведения членов гильдии. Познакомиться с искусством микроминиатюры интересно и детям, и взрослым. Для начала проведем небольшой экскурс в особенности микротворчества…МикроминиатюраМикроминиатюра - редкий жанр. Художник создает свои произведения, работая под микроскопом. Творения настолько крошечны, что их просто невозможно увидеть невооруженным глазом: бывают и объекты размером не более клеточки эритроцита крови, а размеры отдельных деталей и подавно трудно представить. История микроминиатюр началась более двух тысяч лет назад, а родиной этого искусства признают иногда Японию, иногда Китай. Микроакварели тогда выполнялись мастерами на тонких деревянных дощечках, зернах, шелке. Акварель, сделанная на рисовом зерне в период правления китайской императорской династии Тан тринадцать веков назад, находится в Лувре. В России всегда были мастера, которые могли создавать мельчайшие произведения искусства. Собирательный образ талантливого народного умельца представил Николай Лесков в сказе о тульском левше и подкованной блохе. Мастеров, которые приблизились в искусстве к легендарному оружейнику Левше сегодня немного. Все они самоучки, поскольку школы, где бы обучали искусству микроминиатюры, нет. В России и ближнем зарубежье не более десяти человек, занимающихся столь необычным и интересным делом. Это Николай Сядристый (г. Киев, Украина), Анатолий Коненко (г. Омск), Валерий Дворянов (г. Череповец), Юрий Диулин (г. Екатеринбург) и другие. В их числе и физик Владимир Анискин из Новосибирска, творческая коллекция которого представлена в музее "Русский левша". Ученый СО РАН исследует микропроцессы, и хобби - микроминиатюрное творчество, которому он отдается со всей страстью, часто помогает делать серьезные научные открытия.Увлечение мастера Анискина микроминиатюрой началось на последнем курсе Новосибирского государственного технического университета. Студент решил заняться ювелирным делом и в библиотеке нашел материал о первых мастерах микроминиатюры "Тайна невидимых шедевров". Появилось желание научиться делать "невидимки". Сначала Анискин пользовался детским "одноглазым" микроскопом, который к тому же переворачивал изображение. Приходилось писать буквы справа налево и вверх ногами, как в тайнописи Леонардо Да Винчи. Первые опытные надписи мастер царапал вкривь и вкось на рисовых зернах. Первое серьезное произведение - страница из книги Лескова - 2027 знаков на рисовом зернышке. Этот экспонат, украшенный малюсенькой подковкой, сегодня выставлен в экспозиции музея. Все работы, представленные в музее, выполнены мастером вручную, рассмотреть их можно только под большим увеличением при помощи микроскопов, вмонтированных в выставочные формы.На выставке есть классика жанра: подкованная блоха. Подковы легендарной блохи в шесть миллионов раз меньше обычных подков лошади. Блоха подкована по всем правилам: ширина микроподковок равняется ширине лапки. Также классическими экспонатами жанра микроминиатюры являются надписи на срезе рисового зернышка и человеческого волоса, караван верблюдов в игольном ушке. Среди авторского эксклюзива - аэродром из 20 самолетиков и вертолетиков на срезе макового зернышка, герои мультфильмов на срезе маковых зерен и волоса и многое другое. Стоит отметить, что у каждой работы есть своя история. Вот, к примеру, роза внутри волоса. Диаметр волоса всего 0,12 мм, диаметр отверстия, просверленного вдоль оси роста 0,08 мм. Необходимо было сначала изобрести сверло, заточить его и просверлить волосок. На это ушло три года. Но и это не все. Чтобы волос был прозрачным, его надо было отполировать изнутри и снаружи специальной пастой! А после собрать цветную пыль (микро-пылинка режется на дольки, как колбаса, а из долек вырезаются лепестки), склеить из нее венчик цветка и стебелек и поместить готовую розу внутрь волоса. От малейшего неосторожного движения маленькие детали разлетались и опытные образцы гибли. Эта работа - воплощение мечты мастера Анискина. Однажды он увидел шедевр – розу в волосе Николая Сядристого - и загорелся желанием повторить ее. Однако умелец секретов своей работы начинающему микроминиатюристу не раскрыл, сказал только: "Сделай, если сможешь..." Анискину удалось сделать удивительный цветок с бутончиком в 65 микрон. На эту работу ушло почти шесть лет: надо было решить множество технических и технологических вопросов. Кстати, инструменты для такой кропотливой работы Анискин изготавливает самостоятельно. Они тоже представлены на выставке в виде экспонатов. В коллекции микроминиатюриста есть технически сложные работы, облеченные в художественную форму. Это герои советских мультфильмов. Чебурашка, Гена, Пятачок, Буратино, Иа и Вини-Пух – сложные трехмерные объекты выполнены целиком из красящего пигмента, как скульптура. Чтобы материал хорошо держал форму, эти микроскульптуры обрабатываются особым образом. Способ обработки – авторский секрет.Практически каждая поделка оригинальна и имеет свою тайну. Иногда секреты относятся к самой миниатюре, иногда – к способам ее изготовления. Далеко не все зрители способны открыть тайны микроминиатюриста. Но мастер иногда дает подсказки - в сопроводительной информации указано, на что обращать внимание при осмотре работы. Если приглядеться, можно заметить, что у Крокодила Гены есть золотые зубы, а на рубашке и пальто - пуговицы. Рядом с Буратино открыла рот любопытная лягушка, а на заднем плане цветет белоснежная кувшинка. Немного перенастроив микроскоп можно разглядеть детали цветка. Разглядывая черепаху Тортиллу можно увидеть, что она выглядывает из пруда, под водой которого скрыто продолжение панциря и задние лапы. Музей "Русский Левша" Адрес : м. Гостиный двор, ул. Итальянская, 35 Контакты: 312-88-09, 312-88-97.