А также подсказываем, что делать, если ребенок просится из летнего лагеря домой. Отправляя детей в лагерь, родители иногда сталкиваются с тем, что уже на второй день ребенок звонит и просит забрать его. Но не нужно спешить и сразу же покупать обратный билет. Часто жалобы в первые дни связаны с проблемой адаптации к новым условиям. Морально подготовьте к поездке себяКак правило, сложности возникают у детей младшего возраста, которые не привыкли надолго расставаться с родителями. Школьный психолог Ирина Леонова говорит, что проблемы могут сказываться на поведении ребенка: он становится замкнутым, начинает часто плакать. Может возникнуть физиологическая реакция — ребенок заболевает. У гиперопекаемых детей нередко возникают проблемы с самообслуживанием: им сложно прибираться, заправлять кровать, умываться.Самим же родителям специалист советует не паниковать, а поддерживать своего ребенка. «Если родитель избыточно беспокоен, это передается ребёнку», — считает психолог. Родительские страхи и убеждение, что он не справится без мамы и папы, способны вызвать отрицательную реакцию на пребывание в лагере. «Есть дети, которые так боятся оторваться от родителей, настолько не приспособлены, что они неосознанно могут нанести себе вред, чтобы “отомстить” родителям: пораниться, например, даже до переломов может дело дойти», — продолжает специалист.Вмешивайтесь, когда чувствуете, что происходит что-то серьезное Если ребенок находится в лагере достаточно долгое время, а его жалобы на обстановку в отряде не прекращаются, то родителям стоит напрямую связаться с вожатым. Но в общении с ребенком важно уметь фильтровать информацию. Дело в том, что, как поясняет Ирина Леонова, любой человек всегда старается преподнести ситуацию в свою пользу. «Позиция — они плохие, я хороший — это нормально для ребенка, ведь ему важно выглядеть в глазах родителей хорошим. Чтобы его хвалили, чтобы любили. Но бывает так, что школьник не вписывается в отряд. Например, собрались подростки, которые курят и матерятся, и нормальному ребенку будет в этой среде некомфортно. И это будет правда. Поэтому нужна обратная связь от вожатых», — утверждает специалист. Ситуация, когда в лагере действительно начинают травить одного из товарищей по отряду, возможна. Как объясняет Ирина Леонова, она возникает «не по возрасту и некой статистической частоте, а по наличию ребенка, живущего в позиции жертвы». «Травят “слабейших”, кто не вписывается в коллектив», — поясняет психолог.Хотя способность адаптироваться во многом зависит от родителей, обстановка в отряде — результат работы вожатого.Держите связь с вожатыми «Детская среда связана с буллингом. Задача вожатого – сделать так, чтобы ребенок смог встроиться, — считает Владислав Хейфец, специалист МОСГОРТУРа. — _Моя позиция такая: если в отряде есть такие дети (над которыми издеваются — прим. ред.) — это недоработка вожатого». _ Владислав занимается привлечением и учетом вожатых и вот уже пять лет сам работает с детьми в летних лагерях. «Главное — постоянно держать ситуацию под контролем и анализировать причины», — говорит он. Во-первых, как считает вожатый, всегда нужно стараться наладить личный контакт с каждым ребенком и, если в отряде все же возникает проблема, посмотреть, как ведет себя коллектив. Всего, по словам Владислава, есть два варианта неприятия: открытая и пассивная агрессия.В первом случае, как правило, мнение большинства формирует лидер. «Если есть ребенок — ядро негатива, то я начинаю работать с ним», — рассказывает вожатый. В случае пассивно-агрессивного поведения дети просто не обращают внимания на того, кто по тем или иным причинам не вписывается в коллектив.«Был у меня такой мальчик, он очень хорошо рисовал, но у него не было опыта общения со сверстниками, он учился дистанционно. Мы его привлекли, он рисовал плакаты всем, стены оформлял», — приводит пример Владислав. Доверьтесь вожатым и поддерживайте ребенка небольшими весточками из дома За три недели, которые обычно длится смена, отряд становятся временным детским коллективом, и, как у всякого сообщества, у него есть несколько стадий развития: организационный, основной и заключительный. И в обеспечении адекватного развития этого коллектива Владислав видит одну из важнейших функций вожатого. «На первом этапе мы знакомимся, учимся взаимодействовать, снимаем эмоциональные барьеры, закрепляем знакомство и командоформируемся. Почему это важно делать в первые 3 дня? В это время проще заложить основы для дальнейшего функционирования коллектива», — говорит он. На втором этапе, к середине смены, проявляются конфликты и часто появляется желание вернуться домой, поэтому вожатый сбавляет количество игр, проводит игры на доверие. Но если нет прочных взаимоотношений, то игры подбираются совсем простые.— подводит итоги специалист. — Благодаря ему вожатому проще взаимодействовать с детьми, легче направлять энергию отряда».Это значит, что трудности, которые возникают у ребенка при попадании в незнакомую для него среду, и конфликты внутри отряда, от которых у детей может возникнуть желание уехать домой посреди смены, возможны и вполне естественны, а главное — решаемы. И справиться с ними помогают профессиональные вожатые. Для этого в их арсенале есть множество игр, педагогических тактик и нужных слов, а также умение взаимодействовать с детьми. Родители же, отправляя детей в лагерь, должны доверять специалистам, которые там работают, но перед этим немного подготовить своих чад к предстоящей поездке. Для удобства мы собрали несколько советов для мам и пап. Советы родителям 1. Если ваш сын или дочь едет в лагерь впервые и немного волнуется перед поездкой, то вам необходимо сохранять позитив, радоваться за ребенка, готовить его к тому, что летом его ждет веселое времяпрепровождение. Можно, например, рассказать ему интересные истории из своего лагерного детства.2. При отправке в лагерь возьмите телефонные номера вожатых, но используйте их только в случаях острой необходимости. Не стоит звонить им каждый раз, когда ваш ребенок чихнул или плохо отозвался о лагере. Помните, что на двух вожатых приходится более 20 детей, а значит, если каждый родитель будет звонить им по пустякам, времени на заботу о своих подопечных у них просто не останется. 3. Предупредите вожатых об особенностях своего школьника, если, на ваш взгляд, они могут помешать ему в общении и построении отношений с другими детьми. 4. Заранее научите ребенка простейшим ежедневным процедурам, покажите, как правильно чистить зубы, прибирать кровать, содержать одежду и обувь в чистоте и т.д. 5. По возможности отправьте ребенка в лагерь с подругой или другом. Однако необходимо учитывать возраст, по которому будет происходить деление по отрядам. Бывает, разница в полгода становится причиной распределения в разные группы и, как следствие, испорченного настроения и слез. 6. Интересуйтесь делами ребенка в лагере, в разговоре поддерживайте его, избегая при этом чрезмерной опеки и назойливости. Фото: Shutterstock/VOSTOCK Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!