Конечно, странно требовать особой сноровки от двухгодовалого малыша. Однако развивать координацию и ловкость вполне можно с помощью разнообразных игр. Некоторые из них - в этом обзоре. Как у вашего малыша с координацией движений? Если честно, у нашей Светланки не очень хорошо. Хотя было бы странно требовать особой сноровки от двухгодовалого малыша… Но ведь так хочется, чтобы она побыстрее стала ловкой! Для этого мы и играем в игры для развития координации движений. Наша мама очень любит балет и часто смотрит выступление балетных трупп по телевизору. Естественно, Светланка вместе с ней. Мы даже сшили ей юбочку из старой занавески и она с удовольствием бегает в ней по комнате. Я показываю ей, как можно подниматься на носочки. Или стоять на одной ножке – почти как заправская балерина. Но не играть же нам в балет целыми днями! У нас в запасе еще найдется немало других игр на координацию. Идем в поход В последнее время наш любимый мультик – это Винни Пух. Правда, Светланка исполняет его песенку на свой лад, некоторые слова может разобрать и понять только она. Но это совершенно не важно. Мы расставляем в комнате несколько стульев и идем в поход, как будто бы в гости к Винни-Пуху. Мы обходим каждый стул по кругу и напеваем: - Куда идем мы с Пятачком Большой-большой секрет И не расскажем мы о нем О нет, о нет, о нет.. Сначала иду впереди я, потом Светланка встает впереди меня. Она уже выучила маршрут и внимательно огибает каждый стул. А на последнем сидит наша любимая игрушка Винни Пух и дожидается нас. Вместе с песенкой И еще игра с нашим музыкальным сопровождением. Между стульями я натягиваю резиночки. Сначала совсем низко. Мы начинаем маршировать по комнате и петь: - Мы идем-идем-идем, громко песенки поем Ля-ля-ля, ля-ля-ля! Впереди лежит бревно Перепрыгнем мы его. И мы со Светланкой перепрыгиваем через резиночку. Потом я поднимаю резинку чуть выше. Мы продолжаем маршировать и напевать все ту же песенку: - Мы идем-идем-идем, громко песенки поем Ля-ля-ля, ля-ля-ля! Перед нами водоем Мы его перешагнем. И перешагиваем через резиночку. Затем я поднимаю резиночку еще выше, придумываю другой стишок. Потом еще выше, опять поем песенку и в конце уже проползаем под резиночкой. Мячик прыг-скок Для этой игры понадобится небольшой мячик. Я показываю Светланке, как его можно бросать о пол или о стену и, когда он отскочит, ловить. Для нас, взрослых, это легкая задача, а для малыша целая наука. Это же надо не только сосредоточиться и кинуть мячик, но еще сообразить, в какой момент он отскочит - и поймать его! Наша Светланка долго тренировалась, прежде чем у нее стало получаться. Теперь мы работаем над следующим этапом. Нужно стукнуть мячик об пол и, пока он отскакивает, успеть хлопнуть в ладоши. Или топнуть ножкой, или подпрыгнуть… Тут может быть много заданий. В детстве я видел, как девчонки играли во дворе в подобную игру: мячик нужно кинуть об стену, и пока он возвращается, надо проделать какое-нибудь действие - например, крутануться вокруг себя - а потом поймать мяч. У них был с десяток разных "ступеней" в этой игре. Но для Светланки это пока сложно. Вырастет - вспомним и это развлечение. Два мяча Еще одна игра на развитие координации с мячами – большим и маленьким. Большой мяч я кладу на расстоянии примерно 1 метра от нас. Мы садимся со Светланкой на пол и берем в руки маленький мячик. Наша задача: прокатить маленький мячик так, чтобы он попал в большой мяч. Все действия я обязательно комментирую: Раз-два-три, покатился маленький мячик (отталкиваю его). Смотри, бух, он попал в большой. В следующий раз отталкиваю мяч сильнее и говорю: Вот как быстро катится мяч, бух, попал в большой и столкнул его с места. Большой мяч тоже покатился. Я объяснил Светланке, что чем сильнее оттолкнуть мяч, тем сильнее он ударит другой и тот дальше откатится. Мы экспериментировали: катали мячи быстро и медленно, меняли их местами. И если сначала девочка через раз попадала в цель, то теперь научилась довольно точно целиться. Самый ловкий Недавно на дне рождения моего сына Степки, мы устроили конкурс для детей – они должны были перенести воду из таза в таз столовыми ложками. Это отличное упражнение на развитие координации. Маленькой Светланке с таким, конечно, не справиться. Но я немного трансформировал игру и она с удовольствием в нее играет. У нас очень длинный коридор и во время игр он превращается то в беговую дорожку, то в загадочный туннель. Сейчас я нарисовал мелом на полу длинную прямую черту. Задача – пройти по этой черте ровно. Сначала идем просто туда-сюда, потом преодолеваем расстояние на носочках, потом стараемся на пяточках. Затем еще усложняем задачу – берем в руки игрушку и поднимаем ее высоко над головой. Одной дело просто идти с игрушкой, совсем другое - идти на носочках по линии – это уже сложнее. Потом надо взять игрушки в обе руки и уже не идти, а скакать вперед на одной ноже. В общем, вариантов можно придумать много. Главное, усложнять задачу постепенно. В гости к Тигренку Перед началом игры я раскладываю инвентарь. На ковер в комнате кладу пуговицы, в коридоре ставлю два стула и расстилаю на полу платочек, в другой комнате расставляю кегли… А затем рассказываю историю: Светланка, нас в гости пригласил Тигренок. Но живет он очень далеко, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. Чтобы до него дойти, нам надо пройти через лес, озеро, преодолеть препятствия. Готова? Тогда пойдем. Мы берем в руки по маленькой корзиночке и я говорю: Вот мы с тобой оказались на поляне в лесу, а тут полным-полно ягод. Надо их собрать. Принесем Тигренку гостинец. И мы начинаем собирать в корзиночки пуговицы. Затем выходим в коридор. Ой, а тут у нас подземный ход. Надо в него пролезть, чтобы попасть в царство Тигренка. И мы проползаем под стульями. За ними на полу лежит платочек. Смотри, перед нами небольшой озеро. Мы его может перепрыгнуть. И мы прыгаем через платок. Вот уже скоро-скоро мы попадем к Тигренку! Но перед нами чаща леса, много деревьев, нужно их обойти. Мы аккуратно, чтобы не сбить ни одной, обходим каждую кеглю. Урааа! Тигренок очень рад, что мы к нему пришли. Каждый раз я придумываю новые маршруты - то раскладываю на полу листочки с бумагой и мы перепрыгиваем с кочки на кочку, то выкладываю дорожку из книг… Поэтому игра нам не надоедает.