Опубликовано 07 декабря 2021, 04:00
3 мин.

«Это просто обстоятельство нашей жизни»: Екатерина Мурашова о влиянии гаджетов на детей

И о том, почему мы преувеличиваем их значимость
Близятся новогодние каникулы, когда вопрос, сколько времени ребенок может проводить за гаджетами, вновь станет актуальным. Нужно ли на праздники сделать послабление в установленных правилах? Могут ли дети играть в игры на планшете не час, а полтора? И как в таком случае быть с просмотром телевизора? Родители мечтают найти на эти вопросы ответы от экспертов. Психолог Екатерина Мурашова уверена, что универсальных ответов просто нет.
«Это просто обстоятельство нашей жизни»: Екатерина Мурашова о влиянии гаджетов на детей

© Depositphotos

Мы встретились с Екатериной и попросили ее рассказать, что она думает о роли гаджетов в жизни детей и почему (спойлер) родители ее слишком преувеличивают.

Наша встреча прошла в рамках фестиваля онлайн-школы для детей и подростков Skysmart, где специалист вместе с другими экспертами рассуждала о том, как не превратить школу в поле битвы с ребенком (кстати, запись встречи можно получить по ссылке).

Гаджеты — это обстоятельство нашей жизни, не более. Точка. У каждого нового поколения есть свои обстоятельства жизни. Например, сто лет назад обстоятельством жизни было то, что новости доходили до людей через калек, которые шли через деревню и делились со всеми последними известиями. 70 лет назад в той же деревне повесили на центральной улице репродуктор, и все приходили его послушать. А сейчас у многих есть гаджеты. Это не плохо и не хорошо. Это просто обстоятельство жизни, к которому надо приспособиться.

Что касается вопроса с контролем: разумеется, контролировать экранное время надо.

«Это просто обстоятельство нашей жизни»: Екатерина Мурашова о влиянии гаджетов на детей

© Depositphotos

И делать это так же, как родители контролируют все остальное. Приведу аналогию, которая будет понятна многим. Как родители принимают решение, сколько сладкого они дают ребенку? Один скажет: «Ты можешь съесть две конфеты в день: одну утром, вторую вечером». Другой поставит перед ребенком миску и скажет: «Ешь, сколько хочешь. Вытошнит тебя, и ты будешь приблизительно понимать, сколько тебе можно есть». Некоторые мои коллеги пытаются давать рекомендации: если ребенку 5 лет, то планшет можно 15 минут в день, если 6, увеличьте время до 20 минут. Но точно о влиянии гаджетов на человека пока никто ничего сказать не может. У нас ни одно поколение не прожило вместе со смартфоном от рождения до смерти, поэтому у науки нет достоверных данных.

И если кто-то боится, что у детей случится зависимость, то мне хочется таких людей спросить: «А у вас у самих зависимости нет?»

Намедни я проходила мимо детской площадки, где копошилось много малышей. Все мамы этих детей стояли уткнувшись в телефоны.

У нынешних взрослых зависимость от смартфонов сильнейшая. В последние пару лет я не видела молодых людей до 30 лет без «гаджета на веревочке».

«Это просто обстоятельство нашей жизни»: Екатерина Мурашова о влиянии гаджетов на детей

© Depositphotos

Они приходят ко мне на прием и держат его в руках или кладут перед собой на стол.

Вопрос, сколько времени ребенок может проводить со смартфоном или компьютером, ничем не отличается от вопроса, с какого возраста и сколько конфет давать детям. Дети любят шоколадные конфеты. Но редкий родитель разрешит есть их в неограниченном количестве. Взрослые принимают решение исходя из собственных взглядов на мир.

Потом дети вырастут и сами решат, сколько конфет и когда они смогут себе позволить. Да, у кого-то, возможно, с детства сформируется зависимость от шоколада. У меня так точно есть зависимость от конфет, так как мне регулярно хочется сладкого.

То же самое и с гаджетами. Родители должны определить, в каком объеме и как ребенок будет проводить время со смартфоном, сами. Никакой формулы здесь нет.

Фото: Depositphotos