Сегодня в детской моде существуют десятки стилей и направлений. Но само это явление находится еще в младенческом возрасте: поворачиваться лицом к детям мода начала только во второй половине XVIII века. Стремление хорошо выглядеть, нравиться себе и окружающим свойственно человеку почти с того же возраста, с какого он начинает себя осознавать. Для многих оно неотделимо от желания модно одеваться. Сегодня в детской моде существуют десятки стилей и направлений. При этом сама мода для детей как явление – по сравнению с модой вообще – находится еще в младенческом возрасте. Признание детей Мода стала медленно поворачиваться лицом к детям только во второй половине XVIII века. Как предполагают, это случилось после того, как известный просветитель Жан-Жак Руссо обнародовал свой тезис «Назад к природе!». До того на протяжении столетий детская одежда отличалась от взрослой только размерами. И если детям древней Греции или раннехристианской Европы было вполне комфортно существовать в свободных туниках или плащах, то начиная со Средневековья и Возрождения, не говоря уже об эпохе Барокко, уменьшенный вариант взрослого костюма становится все менее и менее удобным для ребенка. Речь в данном случае идет о детях, принадлежавших к знатным сословиям: простому люду было не до детских нарядов; кроме того, именно из богатых слоев общества до наших дней дошло большее количество изображений, записей, воспоминаний.Федерико Бароччи, Новорожденный принц Федерико Убальдо на взвешивании (1605). В те эпохи, когда дамы носили кринолины, корсеты, множество нижних юбок или уродливые на сегодняшний взгляд турнюры, придающие даже безупречной фигуре утиный силуэт, их дочери были вынуждены надевать то же самое. Мужские тяжелые мундиры и жесткие крахмальные воротнички, впивающиеся в шею, были обязательны для мальчиков. Детям приходилось носить тяжелые «многоэтажные» парики, которые в разные времена посыпали мукой, пудрой, и смазывали жиром. Одна из великосветских дам пишет об этом в своих детских воспоминаниях: «Огромная башня из волос на проволочном или волосяном каркасе, с большим количеством перьев, цветов и лент делала меня выше, по крайней мере, на локоть. Подошвы высотой в дюйм под моими бальными туфлями с вышитыми золотом лентами должны были сгладить диспропорцию моей маленькой фигуры; несмотря на то, что они не могли уравновесить высоту моей прически, они были достаточно высоки для того, чтобы я могла касаться земли только носками ног. Панцирь из плотной сетки из китового уса, достаточно твердый и жесткий, чтобы противостоять пули из ружья, давил на руки и плечи, оттягивая их назад, зашнуровывал тело до бедер в виде жилета. И еще кринолин!...» (Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. «Иллюстрированная энциклопедия моды». - Прага, 1987) С одеждой для самых маленьких дело обстояло еще хуже. Столетия подряд, вплоть до начала ХХ века младенцев просто заворачивали в кусок ткани таким образом, чтобы малыш не мог шевелиться – считалось, что движение может повредить его здоровью. И кусок парчи с золотым шитьем для наследника богатого герцога, и кусок простого полотна в крестьянской семье одинаково замедляли развитие ребенка и умножали случаи и без того высокой детской смертности. Первая мировая война одновременно с созданием нового оружия и новых способов убийства способствовала и стремительному развитию медицины и представлений о гигиене, и только тогда доктора поняли опасность подобного «одеяния». Младенцев одели в вязаные костюмчики, освободившие ручки и ножки. Считалось хорошим тоном одевать всех детей до 6-летнего возраста в девчачьи платья. Остается только гадать, устраивали ли наследные принцы из-за этого скандалы или принимали как должное. И все же, началом эпохи моды для детей считается век XVIII. Именно тогда во Франции и в Британии появляются первые пиджаки «специально для мальчиков» и первые платья «специально для девочек». После Французской революции, с распространением в Европе стиля «ампир» укоротились юбки юных дам, правда, ноги все равно должны были быть прикрыты специальными штанишками. Зачастую панталоны пришивались к юбке, и вся конструкция напоминала современные «афгани». Примерно в то же время воспитание детей стало допускать активные игры, к примеру, в саду, и в одежде приходилось учитывать тот факт, что ребенок может помять или запачкать платье. Принято считать, что в Российскую Империю детская мода пришла вместе с Элизабет Виже-Лебрен, французской художницей-портретисткой, которая на рубеже веков провела 6 лет при российском дворе. Элизабет обладала прекрасным вкусом и пользовалась влиянием, даже была принята в Императорскую академию художеств, и знать охотно перенимала у нее многие идеи.В начале XIX века детская одежда впервые появляется на страницах журналов мод. Еще не наравне со взрослой, с почти идентичным покроем, но уже более просторные и удобные, появляются мальчиковые куртки несложного фасона, юбки девочек укорочены. Мальчикам подросткового возраста все еще предписано носить и цилиндр, и галстук, и даже трость. К середине XIX века детская мода уже почти самостоятельна. Ее особенность - национальные костюмы. Мальчики носят шотландские куртки и венгерские кафтаны, стилизованные косоворотки и шаровары, особо «продвинутые» родители наряжают сыновей в килты. В одежде для девочек модна вышивка. Разумеется, вся эта красота шьется вручную. Однако когда во второй половине века появляются магазины готового платья, детская одежда занимает там свое законное место рядом с взрослой. Известно, что находчивые предприниматели, первыми догадавшиеся открыть детские магазины, быстро разбогатели и расширили свою торговлю. В модных журналах появляются намеки на то, что копировать взрослую одежду детям – дурновкусие, и не является хорошим тоном. Временами родители (или гувернантки) даже впадали в другую крайность – когда дети находились дома, надевали на них один лишь фартук. Эхо войны Особое место в детской одежде того времени занимает форменная. Даже в эпоху «до детской моды» в гардеробе мальчика должен был присутствовать военный мундир (да и воинское звание, по нелепым законам того времени будущий кавалерист или артиллерист мог получить и в 7, и в 5 лет). А в XIX веке массово открываются учебные заведения для мальчиков (и девочек, хотя реже) – и понятие формы становится неразрывно связано именно с обучением. Школьная форма предполагала повседневный и выходной комплект, причем предписывалось носить ее не только во время занятий, но и в неучебное время. Разумеется, барышни пользовались любым шансом, чтобы это правило нарушить и показаться в светском наряде вместо форменного, зачастую довольно уродливого. Вот как описывает английскую школьную форму начала XIX века Шарлотта Бронте словами своей героини Джен Эйр: «На скамьях, тянувшихся по обеим сторонам комнаты, восемьдесят девочек сидели неподвижно, выпрямившись; странное это было зрелище: все с зачесанными назад, прилизанными волосами, ни одного завитка; все в коричневых платьях с глухим высоким воротом, обшитым узеньким рюшем, с маленькими холщовыми сумками, висящими на боку и предназначенными для того, чтобы держать в них рукоделие; в дополнение ко всему этому — шерстяные чулки и грубые башмаки с жестяными пряжками. Среди одетых таким образом воспитанниц я насчитала до двадцати взрослых девушек. Это были уже настоящие барышни. Такая одежда была им совершенно не к лицу и придавала нелепый вид даже самым хорошеньким». Правилами Сен-Сира, самого знаменитого французского женского пансиона, предписывалось девочкам разного возраста носить одежду разных цветов. Это правило существовало и в Смольном институте благородных девиц, который многое у Сен-Сира перенимал. В зависимости от возраста полагалось носить коричневое, голубое, серое и белое платья с обязательным передником, а если барышня обучалась «на благотворительной основе» - еще и ленту определенного цвета. Парадную форму пансионеркам шили из шелка. Как правило, в гимназиях того времени девочки носили еще пелерину или огромный воротник, полностью закрывающий плечи. Детский хит позапрошлого века: матросский костюм Рассказ о детской моде позапрошлого века будет неполным без едва ли не самого главного ее атрибута – матросского костюма. Он был в гардеробе практически каждого ребенка и подростка. Однажды королева Виктория со своим мужем принцем Альбертом нарядили своих маленьких сыновей в одежду, похожую на форму английских матросов, - это был своеобразный пиар ход, призванный подчеркнуть величие Британии как морской державы. Венценосные супруги и представить себе не могли, какую бешеную популярность получат такие костюмы. Не прошло и года, как все английские мальчики носили рубашки с матросскими воротниками и клешеные брюки, и вскоре эта мода уже пересекла Ла-Манш и на полстолетия укрепилась в Европе. Появилось множество вариаций на матросскую тематику, рубашки носили и с длинными штанами и с шортами, отделывали тесьмой, бантами и даже кружевом, экспериментировали с цветовыми решениями. В разных странах за образец для костюмчика зачастую принимали морскую форму данной державы. Дискриминации не было – для девочек шили блузы с плиссированными юбками и платья с характерными воротниками. В холодную погоду детям предлагались синие пальто с морской символикой – якорьками и нашивками. Мода на матроски перешла и в ХХ век – детей в таких нарядах можно увидеть и на фотографиях дома Романовых, и в немых голливудских фильмах, и на снимках семей ранней советской партийной элиты. (Чуть позже Коко Шанель введет уже во взрослый высокий стиль тельняшку, потом появятся синие «капитанские» френчи и белые фуражки на яхтах Лазурного берега. Пожалуй, матросский костюм – единственный пример того, как взрослая мода заимствовала что-то у детской).В ХХ веке детская мода наконец-то обретает равные права со взрослой. Общество стремительно меняется, и новые стили одежды в первую очередь обязаны своим возникновением развитию технологий и спорта. Теряют популярность корсеты и корсажи, появляются удобные туфли и костюмы для тенниса, первые купальники, пока еще очень закрытые и целомудренные, и самые отважные барышни уже рискуют показаться на катке в свободных брючках. Lanvin - детямСамо понятие «детской моды» - заслуга Жанны Ланвин (Jeanne Lanvin). Марка Lanvin известна во всем мире, в первую очередь – своей парфюмерией, однако мало кто знает, что ее основательница – кутюрье-француженка – была первым официальным детским модельером. Происходившая из бедной семьи Жанна была вынуждена с 13 лет сама зарабатывать на хлеб, и работала ученицей модистки в Париже. Обладая отличным чувством стиля и природной склонностью к бизнесу, в 22 года она открыла небольшую шляпную мастерскую, а через несколько лет шляпки Ланвин стали предметом престижа для великосветских модниц. Брак Жанны не был счастливым, и вся любовь досталась ее дочке Маргарите – белокурому созданию ангельской внешности. Жанна наряжала дочь с таким изысканным вкусом, что родители подружек Маргариты буквально засыпали ее просьбами сшить платья для своих дочерей. Клиентура и известность пришли быстро, и вскоре на парижском подиуме появилась первая в мире коллекция детской одежды. Источники: Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. 'Иллюстрированная энциклопедия моды' \Перевод на русский язык И.М. Ильинской и А.А. Лосевой в 1986 г. - Прага: Артия, 1987 - с.608 _"Время и мода" fashionstime.ru_