Очень полезная статья от репетиторов о том, как они планируют занятия и находят подход к детям, чтобы добиться результата даже с самыми безнадежными учениками. Каждый приходит к репетитору своей дорогой. Амбициозные одиннадцатиклассники хотят заработать высокие баллы на ЕГЭ. Оболтусов приводят родители: «Нам бы закончить без троек». В начальной школе репетитор помогает ребенку сделать уроки и сохранить мир в семье. Рассеянные, гиперактивные, «опоздуны» — к каждому репетитор подбирает свой «ключик». Репетиторы онлайн-школы «Фоксфорд» разбираются не только в своем предмете, но и в людях. Они рассказывают о том, как помочь разным ученикам найти смысл в учебе и преодолеть трудности. «А голову дома забыл»Главная особенность такого ученика — постоянные опоздания. За весь год не наберется и десяти занятий, которые начались вовремя. Мало того, что ребенок задерживается, так он еще долго копается в сумке. То не может найти тетрадь с домашней работой, то ручку. Даже если тетрадь найдена, ученик не понимает, что в ней написано. А еще у него телефон разрядился: «У вас, случайно, нет зарядки с вот таким вот кабелем»? Подход к ребенку Опытный педагог понимает, что такие дети искренне жалеют о своих опозданиях и огорчаются, когда что-то не удается. Это особый творческий тип, которому трудно собраться во всех смыслах, поэтому обвинения делу не помогут. Некоторые школьники соглашаются, что дисциплина пойдет им на пользу. Тогда репетитор предлагает ввести штрафы за опоздания. Пришел на 10 минут позже? Исполни оду предмету и выложи видео в соцсетях. За 20 минут — носи нарисованные усы до следующего занятия. Усы, конечно, перебор, так что в каждом случае приходится искать свой вариант. Если ученик не готов стать лучшей версией себя, преподаватель ничем не поможет. Остается только смириться с тем, что занятия с этим ребенком короче других.НепроницаемыйЭтот тип сбивает с толку своей отчужденностью. Причины могут быть разными: ребенку неинтересно или он не уверен в себе. Возможно, он привык запоминать в тишине или скромничает. Скучающий ученик, которого не «цепляет» предмет, глазеет по сторонам и не может повторить сказанное. Неуверенный боится ответить, даже если знает. Школьник, которому нужно время переварить информацию, запоминает молча. Он не перебивает и не задает вопросов сразу, зато готов обсуждать и спрашивать на следующем уроке. Ну а скромный еще не освоился на занятиях. Подход к ребенку Если дело в отсутствии мотивации, приходится откладывать учебники и тесты. Педагог старается разговорить ребенка, понять, что ему интересно, следует ли он за своими увлечениями в учебе. Если школьник еще не определился с будущей профессией, он может пройти тест по профориентации.Чтобы создать безопасное пространство для сомневающегося ребенка, репетитор задает вопросы закрытого типа, где нужно выбрать правильный вариант. Если сделал ошибку, есть вторая попытка. Постепенно преподаватель расширяет количество вариантов и переводит ребенка к открытым обсуждениям. Чтобы дети быстрее усваивали информацию, репетитор дает практические задания сразу по ходу изучения темы, а не только на дом. Застенчивый ребенок быстрее привыкает к репетитору, который рассказывает о себе и своих ожиданиях от занятий. Четкие правила и принципы работы тоже укрепляют почву под ногами. ВосторженныйПолный желания добиться ошеломляющих результатов ученик. У него много слов и мало дела. Ребенок с высокими ожиданиями от занятий с репетитором либо ставит абстрактные цели, либо не знает, чего хочет. При знакомстве он выражает воодушевление и строит планы покорения наук, но когда дело доходит до ежедневной учебной работы, «сдувается». Подход к ребенку Для таких детей важны хорошие отношения и то, как все выглядит со стороны. Чтобы не «потерять» ученика при первых трудностях, педагог ставит цели и задачи на каждом занятии. Преподаватель четко проговаривает, что нужно будет делать на занятиях и дома. На каждом уроке просит ребенка назвать свою цель и ставит задачи на сегодня. Разбивает материал на фрагменты и подводит промежуточные итоги: хвалит ученика, чтобы тот чувствовал продвижение в предмете. БолтунЕсли на уроках иностранного языка с таким учеником еще можно совладать, то на других предметах — беда. Ребенок пользуется деликатностью учителя и заводит разговоры на отвлеченные темы. Подход к ребенку Мудрый преподаватель устраивает небольшие перерывы для общения каждые 30 минут. В остальное время мягко напоминает, что для рассказов из жизни и кино будет переменка. СопротивленецКритически настроенный школьник враждебно воспринимает любые задания, предложения и рекомендации. Он все проблематизирует, выясняет, зачем выполнять то или иное, говорит, что школьный учитель делает по-другому.Подход к ребенку Если педагог надеется пробудить в ребенке интерес к предмету, задачники уходят на второй план. Если не установить контакт, результата не выйдет. Работает та же тактика, что и в случае с незаинтересованным ребенком: выявить мотивацию, пройти профориентацию, поставить реальные цели. Если построить доверительные отношения не удается, добросовестный репетитор отказывается от работы. Толку не будет, а брать деньги за пустое времяпрепровождение — нечестно. ЗависимыйНеспособный сделать и шаг, этот ребенок ждет указаний по малейшему поводу. Сколько строчек отступить, на какой вопрос отвечать, какое слово в определении подчеркнуть. Даже если учитель проговорил все этапы выполнения задания, он будет уточнять перед каждым: теперь записывать уравнение, а теперь строить график? Подход к ребенку Вселить уверенность и сформировать привычку полагаться на себя помогают письменные инструкции и подсказки. Это работает не только в учебе, но и в домашних делах: как привести в порядок комнату, как собрать сумку в школу. Да, это займет время, для каждого типа заданий вам придется продиктовать алгоритм. Зато на контрольной или на каникулах у бабушки ребенок будет точно знать, что и в какой последовательности делать. ВсезнайкаОтличник или даже победитель олимпиад, который ищет любую возможность блеснуть своими знаниями. Он имеет мнение по любому вопросу и готов с жаром его высказывать. Если же он чего-то не знает, то мгновенно переводит тему в безопасное русло. Хорошая новость в том, что ваш ребенок стремится к академическому успеху. Плохая — он болезненно воспринимает ошибки и свое незнание. Подход к ребенку Задача педагога в том, чтобы мягко продемонстрировать свое интеллектуальное превосходство и при этом «зацепить» ученика задачей. Это можно сделать после серии вопросов, на которые ребенок знает ответ. В конце преподаватель задает проблемный вопрос не на знания, а на умение рассуждать. Чтобы поддержать ребенка, репетитор выражает уверенность в его способностях. Преподаватель показывает, на что направлены занятия и как это поможет ученику чувствовать себя увереннее в предмете. Ученик мечтыТипичный отличник или хорошист. В меру серьезный, собранный, внимательный. Не пропускает занятия и почти всегда выполняет домашние задания. Этот ученик знает, чего хочет и заметно двигается к цели.Подход к ребенку С таким ребенком репетитор использует формы работы, которые рассчитаны на самостоятельного ученика. Таким образом школьник не только продвигается в предмете, а развивает универсальные умения, которые пригодятся в любой деятельности: учится сопоставлять, оценивать, анализировать.