Разбираемся, можно ли привлекать детей к участию в серьезных научных состязаниях в 5–7-м классах или стоит подождать до 8–11-го классов. Современных родителей можно разделить на два лагеря. Первые считают, что заниматься развитием ребенка нужно с рождения: они кормят младенца под музыку Баха, в год начинают осваивать буквы и цифры, а для подготовки первоклассника к школе нанимают репетитора. Вторые разделяют противоположное убеждение и полагают, что у каждого малыша должно быть беззаботное детство. Они ни в коем случае не загружают чадо лишними знаниями и обязанностями, считая, что расти на воле — неотъемлемое право каждого ребенка, по меньшей мере, до семи лет. А дальше школа сама всему научит. Мы не беремся судить ни тех, ни других. Каждый имеет право на свою точку зрения. Мы посмотрим на вопрос со своей стороны — на примере проводимой с 2015 года Олимпиады Кружкового движения НТИ при поддержке «Платформы НТИ», «Российской венчурной компании» и Агентства стратегических инициатив. В этом году совместно с президентской платформой «Россия — страна возможностей» впервые открыто отдельное направление для школьников 5-7 классов.Не лучше ли подрасти и присоединиться к мероприятию в старших классах, когда и знаний больше, и психика покрепче?Антон Рогачев, руководитель профиля «Аэрокосмические системы» Олимпиады Кружкового движения НТИ, наблюдающий за развитием проекта с момента основания, говорит, что участие пятиклассников в олимпиадах — идея неплохая: «Современные дети с рождения живут в мире, где техника особенно важна. Они не боятся компьютера и готовы к экспериментам. Это подтвердил урок программирования на Linux, который мы провели на открытии Олимпиады Кружкового движения НТИ. Junior. Десятилетние дети не только освоили азы, они увидели практическую связку компьютера и робота — щелчок клавиши изменяет процессы, вот что им интересно!К тому же, не будем забывать — робототехника в будущем станет востребованной профессией. Поэтому у тех, кто приходит к нам раньше, чем в 14 лет, на направление Junior, появляется зримое преимущество перед сверстниками и старшими участниками олимпиад». Психолог-консультант, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой общей и социальной психологии Тюменского государственного университета Ольга Андреева, к которой мы обратились с вопросом «С какого возраста детям можно начинать участвовать в инженерно-технических соревнованиях?», отвечает так: «Вопрос способности ребенка участвовать в серьезных олимпиадах зависит не от его возраста, а от психологической готовности к ним. Если родители видят, что человек может спокойно принимать все происходящее,— и триумфы, и поражения, способен спокойно работать в команде, то такой ребенок, безусловно, может принимать участие в любых олимпиадах.Таким людям просто некомфортно сотрудничать, они выдают результаты только наедине с собой. Отправляя ребенка на соревнования, учитывайте все его сильные стороны и все его слабости и не ждите ничего сверхъестественного. Соревнования — это стресс, и, с одной стороны, детям нужно привыкать нормально принимать нестандартные ситуации, а с другой — в стрессовой ситуации все мы можем повести себя непредсказуемо. Так что многое зависит от того, как вы настроите будущего участника олимпиады.Сами же участники олимпиад, побывавшие на соревнованиях в прошлые годы, уверены, что юный возраст не помешает соревноваться и работать в команде тем, кто приедет на олимпиаду. Ринат Жамбалиев, приехавший 10-классником на олимпиаду в 2018 году из Санкт-Петербурга, считает, что раньше 5 класса включаться в процесс рано, а если сделать это позже, то велик риск упустить время и впоследствии проиграть соперникам.«Интерес к олимпиаде возникает, когда тебя захватывают задания и ты понимаешь, что для их решения школьной программы тебе недостаточно. По крайней мере, у меня было именно так. После того, как я стал участвовать в олимпиадах, мне захотелось работать и учиться, это был мощнейший положительный эффект. Не знаю точно, каким станет мое будущее, но уверен — оно будет связано с IT-индустрией», — рассказывает Ринат. Пришедший на олимпиаду в 9 классе Вячеслав Алексеев из города Кореновска Краснодарского края также полагает, что в 5 классе начинать самое время, но считает, что задача организаторов — пробудить в детях природное любопытство, не перегружая их информацией. Его совет юниорам звучит так:Готовьтесь быстро думать, принимать решения и тут же применять их на практике. В общем, все как на будущей работе. Уверен, вам понравится. Лично мне — очень. После того, как я узнал, что геномное редактирование — это классная штука, думаю связать свою жизнь с большой биологией». А победивший на олимпиаде в 14 лет петербуржец Кирилл Грицко еще более категоричен:Итак, вывод прост: приходить на олимпиаду в 5 классе — не рано, если у ребенка есть интерес к предмету и желание выйти за рамки школьных знаний. «Летидор» приглашает учеников 5-7 классов зарегистрироваться на Олимпиаду Кружкового движения НТИ. Junior. Участвовать можно по пяти направлениям: технологии для человека, среды обитания, космоса, виртуального мира и мира роботов. Первое задание участники выполняют индивидуально в онлайн-режиме, второе — также онлайн, но уже в команде, а третье, практическое, делает команда на выезде. В списке городов, где пройдут финальные этапы для юниоров, — Великий Новгород, Владивосток, Волгоград, Екатеринбург, Ижевск, Иркутск, Казань, Королев, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт-Петербург, Уфа, Чебоксары, Якутск и Ярославль. Регистрация на олимпиаду для учеников 8-11 классов в этом году пройдет по 28 направлениям и продлится до 30 октября. Фото: VOSTOCK Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!