Вместо того, чтобы мучить малышей карточками с буквами, наш игровед Дмитрий Пряник предлагает знакомить их с живописью. И делится своей методикой. Мой дедушка был художником. Наш сын Степка это знает, и мы с ним время от времени рассматриваем дедушкины картины, которые сохранились в нашем домашнем архиве, читаем вырезки из старых газет о выставках, в которых участвовал дед. Племянница Светланка, конечно, еще не может оценить масштаба и таланта своего именитого родственника. Но мы решили, что она в свои 2 года уже в состоянии оценить красоту живописи. В то время, когда другие обеспокоенные родители пытаются демонстрировать крохам карточки с буквами (в надежде научить ребенка читать до того, как он заговорит), мы знакомим Светланку с живописью. Начали с дедушкиных картин, затем перешли к Пикассо, Рембрандту… Возраст изучению живописи не помеха. Даже полутора-двухгодовалые крохи вполне могут оценить прелесть полотен. Главное, подобрать правильные познавательные игры. Я разработал целую методику. Вот она. Найти Джоконду На столе у нас лежат открытки, на которых изображены картины известных художников. Перед завтраком или обедом мы раскладываем эти карточки и я называю картины: Это Сикстинская мадонна. Это Джоконда… Открыток немного, всего штук десять, так что просмотреть их можно быстро, чтобы малыш не утомился. Я так повторял-повторял названия картин, а однажды меня что-то отвлекло и я вместо «Джоконды» (название которой произнес) взял открытку с другим изображением. Светланка недовольно заворчала и придвинула мне «правильную» открытку. Запомнила! – радостно крикнул я, чем напугал жену. На самом деле я даже не ожидал, что Светланка так быстро все запомнит. Очень важно** ,_ чтобы малыш находился в хорошем настроении. Если Светланка капризничает, я откладываю карточки. Думаю, у нее должен сформироваться своего рода рефлекс – карточки смотрим тогда, когда нам радостно и весело. Домашний музей Воодушевленный успехом, я купил календарь с шедеврами из Третьяковки. А потом и из Эрмитажа. Один из календарей висит у нас в коридоре, другой на кухне. Время от времени я беру Светланку на руки и мы идем «на выставку». Мы подходим к каждому календарю, я четко называю название картины и мы рассматриваем, что изображено на полотне. Иногда у нас хватает терпения рассмотреть несколько картин, иногда смотрим только одну. Я рассказываю что изображено, обращаю внимание на детали. Рассказ должен быть эмоциональным. «Посмотри, ах какое красивое платье!» или «Ух ты, какой большой конь!» - это заинтересует малыша. Думаю, что скоро можно уже будет покупать тематические календари (пейзажистов, имперссионистов…) От Степки по наследству нам достались книги «Музей для детей», так что и их будем читать. Ну и, конечно, потом пойдем в музей смотреть на настоящие полотна. Вот только Светланка еще чуть-чуть подрастет…. Очень важно_** , чтобы изображенные на картинах сюжеты были понятны деткам. У Светланки неизменный восторг вызывают изображения мадонн с младенцами, портреты детей, изображения животных и, конечно, яркая красочная абстракция. Звуковое оформление Племяннице очень нравится, когда я говорю за ее игрушки разными голосами. Этот эффект звукового оформления я решил применить и для изучения картин. Мы купили диски с вальсами Штрауса, музыкой Вивальди. И теперь, когда рассматриваем картины, я включаю музыку. Например, на картине изображен бал – красивые пары кружатся по залу. А у нас в комнате звучат вальсы Штрауса. Сначала мы рассматриваем красивые платья, оформление зала, а потом может сами немного покружиться по комнате, изображая бальную пару. Потом садимся и продолжаем рассматривать картину дальше. А Вивальди отлично подходит для изучения пейзажей. На картине изображено темное небо, грозные тучи сыпят снегом и в тон буре вторит Вивальди «Времена года». Получается эффект полного присутствия. Почти что 3D изображение. Очень важно_** заранее продумать, какие картины вы будете смотреть и выбрать соответствующую музыку. Я считаю, что все должно быть органично, чтобы у малыша развился хороший вкус. И еще я заметил, что хорошая музыка, которая нравится ребенку, может вызвать интерес к картине, которая раньше не интересовала его. Электронный экскурс Компьютер – важная составляющая современной жизни. И дети практически еще не научившись ходить, учатся нажимать на нужные кнопки. Мы не хотим, чтобы наши дети проводили много времени за компьютером, но все же в некоторых вещах без него не обойтись. Взять хотя бы электронные презентации. На различных сайтах для родителей можно найти настоящие живописные выкладки с привлекающими внимание деток прибамбасами. Ребенок сам нажимает на кнопки и перелистывает слайды – всем деткам это очень нравится. Очень важно,_** чтобы малыш не воспринимал это как пустое развлечение – просто понажимать на кнопочки. Следите за тем, чтобы кроха рассматривал картины. Даже если Светланка листает слайды быстро, я нахожу время обратить ее внимание на яркие детали. Это заставляет девочку быть более внимательной. Личная экспозиция Когда я понял, что мне удалось заинтересовать Светланку живописью, мы стали устраивать дома тематические галереи. В детской развешиваем картины по одной тематике, например «Дети». Рядом с картинами известных художников прикрепляем рисунки Степы по этой же тематике и Светланкины каракули. Некоторых художников Светланка уже знает. Например, когда я прошу ее показать детей художника Маковского (с его картины), она безошибочно указывает на нужную картину. Но в таких тематических галереях первое место у нее занимают Степкины картины. Она подходит к его рисункам и громко говорит: "Сёпа!" – так она зовет брата. Думаю, что скоро придет время и мы научимся различать жанры: пейзаж, портрет, натюрморт… Очень важно_** не останавливается на достигнутом. Малышу должно быть все время интересно. В домашнем музее должны появляться новые картины с интересными сюжетами. А потом можно будет купить раскраску из серии «Рисуем с великими художниками». Уверен, Светланке будет интересно раскрашивать уже знакомые картины.