Влияние здоровья подростков на социальные связи
Влияние здоровья подростков на социальные связи
В 2010 году американский журнал «Здоровье и социальное поведение» (Journal of Health and Social Behavior) опубликовал исследование, доказывающее зависимость круга общения подростков от состояния их здоровья. Исследование проводилось среди школьников средних и старших классов, так как именно в этом возрасте социальные связи приобретают особую значимость: дети становятся все менее зависимыми от родителей и придают большое значение мнению своих сверстников. Ряд предыдущих исследований показал, что круг общения и формирование социальных связей в этот период жизни подростка влияет на многие аспекты его дальнейшей взрослой жизни, включая академические и профессиональные достижения.
Основным методом исследования ученые выбрали опрос и личные интервью. В ходе двухлетнего проекта социологи опросили две тысячи школьников. Интервьюеры просили подростков оценить состояние своего здоровья и ответить на вопросы о школьных друзьях. В ходе опроса около трети подростков охарактеризовали свое здоровье как «плохое» или «удовлетворительное». Самыми частыми причинами жалоб было наличие астмы, диабета, лишнего веса, нарушения зрения или слуха.
Почему люди дружат
В 1980 ученый Файн (Fine) выделил три не связанных между собой фактора, влияющих на формирование дружеских связей:
-
наличие возможности для регулярного общения;
-
взаимный интерес людей;
-
взаимная удовлетворенность общением.
Наличие каждого из этих факторов необходимо, чтобы дружеские отношения развивались, а изменения любого из условий ставят дружбу под угрозу. Так, слабое здоровье может препятствовать регулярным контактам со сверстниками, если подростки проводят свободное время, например, играя в спортивные игры. Регулярные пропуски школы по состоянию здоровья тоже снижают шансы завести школьных друзей.
Дружеские отношения требуют от их участников взаимного интереса. Общность в чем-либо – схожие увлечения, один возраст и пол, общие детские воспоминания – все это важные факторы, повышающие взаимную привлекательность людей. Слабое здоровье подростка в этом случае может стать препятствием для формирования чувства сопричастности к группе своих друзей. Теория баланса утверждает, что люди стараются избегать противоречий в своих социальных связях, другими словами, люди часто не общаются с теми, с кем не общаются их близкие друзья. Подростки крайне чувствительны к внешнему мнению, и поэтому могут избегать общения с непохожими на них одноклассником.
Наконец, слабое здоровье подростков влияет на качество коммуникаций со сверстниками. Отсутствие ребенка в школе приводит к тому, что одноклассники начинают общаться с теми детьми, которых они видят чаще. Более здоровым друзьям подростка может быть непросто постоянно учитывать ограничения здоровья своего приятеля, например, необходимость соблюдения диеты при диабете или аллергии. Слабое здоровье может привести также к нарушению баланса в отношениях, когда одна из сторон становится только получателем ресурсов (эмоциональной поддержки, понимания, особого отношения), а более здоровый участник отношений оказывается в роли источника ресурсов. Это противоречит концепции дружбы, требующей взаимных усилий.