Российские ученые узнали, как формирование вредных привычек влияет на успеваемость в школе и дальнейшую адаптацию ребенка во взрослой жизни. Особенно пагубно зависимость сказывается на памяти детей. Исследование провел Научный центр здоровья детей при Минздраве. Участие принимали учащиеся 700 московских школ, а также их родители. Оказалось, что вредные привычки есть у 8,2% пятиклассников, 11,8% шестиклассников и 15,5% семиклассников. Специалисты пришли к выводу, что наличие зависимости у ребенка от сигарет или пристрастие к алкогольным напиткам негативно сказывается в первую очередь на его умственных способностях. Дети, которые со школьной скамьи начинают курить и пить, хуже справляются с заданиями и плохо запоминают информацию. В ходе эксперимента ученые оценивали память и внимание. На экране монитора подросткам показывали таблицу из восьми строк и шести столбцов. При этом часть клеток были белого цвета, другие – черного. Задание заключалось в том, чтобы запомнить точное расположение клеток и цветов. Показатель памяти детей без вредных привычек оказался в 1,4 раза выше. По аналогичному принципу оценивалось внимание детей только с помощью таблиц с числами. Концентрация внимания «правильных» школьников также существенно больше, на 3,8%. Эксперты отмечают, что в основе любой зависимости — как детской, так и взрослой — лежат психологические проблемы. Наиболее часто у детей переходного возраста встречается синдром дефицита внимания. Дальнейшая адаптация во взрослой жизни детей с вредными привычками сопряжена со многими проблемами. Из-за ухудшения памяти, например, у таких подростков возникают трудности со сдачей экзаменов и поступлением в вузы.