Опубликовано 21 марта 2017, 16:00

Уберегая детей от опыта, вы лишаете их счастья

Эксперт по профориентации — о том, как важно применять любое знание на практике.
Уберегая детей от опыта, вы лишаете их счастья

Наталья Манежева — специалист по подбору руководящих кадров. Она более 25 лет помогает людям находить работу мечты. В своей первой колонке Наталья рассказывает, почему в современном мире знание должно идти бок о бок с практикой.

Будьте жадными до жизни! Жадными... Но не до денег, не до богатства или еще до какой-нибудь «материальщины». Нет. До жизни!

Мне часто встречаются люди 24-30 лет, которые сменили много работ. Везде пробыли от месяца до полугода. Их мучает мысль: «Не знаю, кто я. Помогите! Все работы бросаю или меня увольняют, ничего меня не радует...» Многие из них задаются вопросом: «А почему кто-то в школе определился с профессией, а я — нет?»

И тут я обнаружила для себя что-то новое, и этим хочется поделиться.

Почему школу так не любят почти все, кто там учился?

Мне пришла вдруг такая аналогия из Теории Систем.

Ведь всё в этом мире — живые системы. И школа не исключение.

Любая живая система включает три базовых процесса:

  1. Вход (впитывание извне),
  2. Усвоение (применение для пользы системы),
  3. Выход (выведение, отдача).

Мы наблюдаем это на примере чего угодно:

  1. Пищеварение (поглотили — расщепилось, попало в кровь и в клетках усвоилось, затем вывелось из организма);
  2. Дыхание (вдох, усвоение энергии из воздуха, выдох);
  3. Работа в компаниях (вошли в организацию, причинили там пользу, уволились);
  4. Работа клетки (поступило в неё питание из крови, клетка усвоила необходимые вещества, остальное вывелось).

Так вот, насчет школы. Многие её так ненавидят, потому что она не подчиняется Теории Систем. То есть она негармонична, не осуществляет круговорота веществ в природе.

Уберегая детей от опыта, вы лишаете их счастья

Вот смотрим. Основной элемент школы как системы — ученик.

Он поглотил знания. Сначала что-то усвоил, потому что ему было интересно, а вывести не может, потому что некуда. Непонятно, куда в жизни применить даже 2+2!

Пришел в школу опять. Поглотил знания. Усвоил хуже. Не вывел (отдавать опять некуда, мозг начинает «зашлаковываться»).

Пришел в школу снова. Поглотил информацию. Не усвоил. Отдать информацию никуда не может, так как не знает, куда её применить.

Результат: ребёнку не интересно учиться. Он видит в школе только болото и рутину.

Получается, что процесс обучения устроен так, что дети только вдыхают и вдыхают знания, а выдохнуть их некуда. Нет практической отдачи.

В старину детей с малых лет отдавали в подмастерья. Наверное, не глупы наши предки были, что детей за хлеб и еду отдавали на работу. Получил знание — примени его, принеси пользу. Тогда что-то у тебя точно усвоится, ты получишь опыт и сможешь двигаться дальше.

А после современной школы знание опытом не становится.

Человек бесконечно берет себе, учится-поглощает, а отдавать ничего не собирается. Или крайне мало чего отдает. Отдавать можно только в реальной практике.

Например, изучил 2+2 — примени куда-нибудь в жизни. Изучил раздел биологии — посмотри, как это в природе работает, и примени. Изучил закон какой-то в физике — сконструируй что-нибудь сразу. И так по каждому предмету.

Тогда и дети будут автоматически профориентированными с детства. Не надо будет никакой профориентации в старших классах.

Уберегая детей от опыта, вы лишаете их счастья

Когда я всё это осознала, на меня вдруг таким потоком нахлынули воспоминания. 3 года назад мой друг, живущий в Канаде, сказал мне: «Наталья, убери с сайта информацию, что у тебя 20 профессий. Иностранцы смеяться будут, у них мышление линейное. Человек может максимум 3 профессии освоить за жизнь». Я убрала. Год назад поставила обратно. Что-то подсказывало, что стесняться мне нечего.

И ура! Сейчас я поняла, что не стыдно иметь так много профессий. Каждый человек, который с жадностью узнаёт жизнь с самого детства и моментально применяет новые знания, будет обладать большим числом профессий. И это я серьезно.

Окунулась в свои воспоминания... За первый год жизни я 4 раза перенесла клиническую смерть. Не хотела жить. Но когда осталась, начала пить жадно её величество жизнь. Разбирала будильники до последнего винтика, радио, телевизоры до резисторов-транзисторов, взрослые вокруг меня выли-стонали...

Я была страшно озорным ребёнком. Круглая отличница, а по поведению — двойка, с первого класса до десятого...

С 7 лет резала свои вещи и строчила на машинке из них пеналы для ручек. Распиливала мебель, вырезала лобзиком фигуры животных. Я могла связать практически любую вещь с раннего детства. Пекла с 5 лет пироги и с 7 лет готовила супы. Строила замки из песка, стреляла, взрывала магний с мальчишками, рисовала, лепила из глины.

Я лазила по деревьям и стреляла из рогатки, прыгала с тарзанки, играла в казаки-разбойники. Я уходила в лес за много километров от дома за грибами. С 7 лет занималась благотворительностью и делала кукольный театр, собирала макулатуру, делала с 4 класса гигантские субботники, рисовала стенгазеты, изучала астрономию на крыше своей пятиэтажки в Метрогородке и с 7 лет не могла пропустить ни одну передачу Капицы «Очевидное-Невероятное». В детских лагерях я участвовала во всех мероприятиях и занималась во всех без исключения кружках. Я буквально была везде и всюду, как бесконечный двигатель.

Уберегая детей от опыта, вы лишаете их счастья

Попробовал бы тогда какой-нибудь психолог такое «чудовище» профориентировать, что бы вышло? Все, что я узнавала, мне надо было применить.

Вот так, вдруг вспомнив всё это, я увидела на собственном примере, как работает Теория Систем.

Обязательно должен быть выход любой творческой, исследовательской энергии человека.

Выхода нет, жизнь неинтересна, я сам себе неинтересен, и учеба-работа тоже неинтересны.

Оттого и профориентировать таких детей очень сложно. Надо сначала давать им возможность выдохнуть все то, что они вдохнули за долгие годы.

Есть гипервентиляция легких, а есть, наверное, «гиперперегруз» головы... До тошноты иногда...

Тут вопрос возникнет: а у кого нет такой внутренней потребности применять знания?

Может быть, должны быть в школах помимо «училок» какие-нибудь страшно заводные организаторы или вожатые, которые всем детям «накрутят хвосты» и сделают так, чтобы школьники наши усваивали-применяли все знания на практике? Тогда и профессий у наших детей будет море, и без работы они не останутся.

Меня назвали «ходячей профориентацией», потому что многие профессии я испытала на себе.

И работу люблю, практически любую. Работать привыкла по 12-16 часов в сутки, хоть это для каких-то женщин немыслимо. Для меня это хлеб истинный, а не деньги-бумажки.

Давайте детям пить жизнь жадно с раннего детства, давайте им через руки/душу/сердце пропустить многое. Уберегая детей в раннем возрасте от опыта, самой большой драгоценности в жизни, вы уберегаете их от счастья. От того, чтобы они стали реализованными людьми!