Учитель истории и обществознания Кирилл Загустин — об абсурдности некоторых заданий ВПР (всероссийских проверочных работ), составленных по ФГОС. Кирилл Загустин — молодой учитель истории и обществознания одной из школ Санкт-Петербурга. С декабря 2016 года Кирилл ведёт канал в Telegram «Здравствуйте, Кирилл Александрович», где рассказывает забавные истории из школьной жизни. В новой колонке на «Летидоре» учитель рассказывает, как он с удивлением узнал о странных способах научить ребёнка работать с текстом с помощью заданий ВПР по математике. ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт) — правила того, как учить молодые поколения нашей страны.Во вторник пятые классы писали в школе ВПР по математике. Дабы тесты не «утекли» в массы, вся параллель пишет одновременно, так что один из моих уроков пропал. И славно, признаюсь вам. Это было обществознание, по которому мы как раз идем впереди программы. Немного расскажу о ВПР. «Сверху» в школу приходят КИМы (контрольно-измерительные материалы), как на ЕГЭ. Дети решают задания, подписывают каждый листок личным номером и сдают.С 2015 года ВПР проводят в начальной школе, каждый год подключают новые классы и предметы. Перед звонком дети толпятся в коридоре и разговаривают друг с другом меньше, чем обычно. Девочки стоят со скрещенными руками, кто-то вовсе обнимает ими себя. Большинство волнуется. В кабинете я раскладываю КИМы. Нашей школе достались «вариант 11» и «вариант 16». Учительница по математике даёт инструкции: Запустите детей пораньше. Вот список их номеров. Продиктуйте и, пожалуйста, проверьте, чтобы они не напутали. Да, конечно. Сначала пусть все запишут номера на первом листке, потом только — на остальных. А вы, пожалуйста, сверьте. Да-да, не беспокойтесь. На работу 60 минут. Пусть начинают со звонком, а потом на перемене пишут — времени как раз хватит. Если кто раньше закончит, пусть сдаёт. Хорошо. Работы в конце отнесите Н. П. (завучу) в кабинет. За десять минут до звонка я впускаю детей в класс. Они достают из рюкзаков только пеналы и листы для черновика.Провожу перекличку, трех мальчиков не хватает. Одноклассники говорят, что они либо носятся по школе, либо сидят в столовой. Посылаю на их поиски отличницу Н., остальным диктую их номера. Смышлёные понимают, что они начинаются на 50, а потом идут числа от 30 по порядку. Я это тоже понимаю, но не предлагаю им угадать свой номер и написать его заранее. Боюсь, что кто-нибудь да и запишет 5050**. Дверь в кабинет открывают потерявшиеся мальчики. Просят разрешения зайти. За ними входит Н. Щеки красные, прическа растрепалась. Перед тем, как сесть за свою первую парту, она заправляет расхристанную блузку в юбку. Оно и не удивительно: за пару минут она обежала всю школу и нашла одноклассников. Ответственный человек к любому делу подходит серьезно. Звонок на урок. Дети приступили к работе.В конце концов, это не экзамен. Поглядываю в телефон, но больше на детей. Самым быстрым оказался С., ему хватило 40 минут. Со звонком он сдал контрольную и побежал в столовую. А я изучал его работу. Это и стало поводом написать заметку. А точнее, поводом стал текст последнего задания. Прошу, читайте:Что-нибудь понятно? С первого раза я не понял ничего.Остальные уроки я вел, размышляя над этим заданием. Для меня было загадкой, как можно писать настолько коряво? После уроков я подошел к своей коллеге и поделился болью и недоумением. Её ответ меня поразил. Оказывается, одна из компетенций (умений, если по-простому), которой учат детей в рамках ФГОС, — работа с текстом. Ученик должен уметь «вычленять» из него смысл.Только подумайте, блин! Я вспомнил «вредный совет» Григория Остера: ••• Бей друзей без передышки Каждый день по полчаса, И твоя мускулатура Станет крепче кирпича. А могучими руками Ты, когда придут враги, Сможешь в трудную минуту Защитить своих друзей. Обидно. Такие задания прививают неповоротливый, перегруженный язык, в котором побеждают канцелярит, туманный смысл и общая тягучесть предложения с обилием мыслей, которые скачут, перебивая друг друга, от одной к другой так, чтобы смысл в концу предложения затерялся из-за потускневшего начала. Прямо как в моём предложении выше. :) Тем не менее я верю в то, что ФГОС — лучше, чем ничего. Благодаря ему мальчик из Сахалина может переехать в Сочи и не сидеть на уроке дубом.Лишь бы хватило сил и людей, чтобы воплотить новую программу развития образования как следует, а не «как обычно». Читайте другие колонки учителя: Почему электронный журнал лучше бумажного О том, как весело развивать аналитическое мышление Я знаю, что реально влияет на успеваемость школьника