Опубликовано 11 июня 2015, 17:30

Сорвать маску! Кто они на самом деле, сказочные злодеи?

В жизни каждого маленького человека появляются и Кощей Бессмертный, и Баба Яга. Дети привыкают считать их злыми, но так ли это и какими они были изначально. Разбираемся вместе!
Сорвать маску! Кто они на самом деле, сказочные злодеи?

Сорвать маску! Кто они на самом деле, сказочные злодеи?

Пожалуй, самым ярким воспоминанием детства для каждого из нас являются мамины сказки.

Они-то и объединяют каждого ребенка с самого младенчества: некоторые матери рассказывают малышам народные сказки такими, какими услышали их от своих родных, а иные придумывают для полюбившихся персонажей новые приключения, но, так или иначе, в жизни каждого маленького человека появляются и Кощей Бессмертный, и Василиса Премудрая, и Баба Яга.

Злые и добрые персонажи мелькают перед нами на страницах детских книг и в киносказках, приобретая новые черты и подробности во внешнем виде и в характере. Но какими же были сказочные герои изначально, откуда взялись и кто послужил их прототипами?

«На самом деле народные сказки основаны на славянских мифах и верованиях. В каждом сказочном персонаже сосредоточились самые яркие черты языческих божеств, которым в незапамятные времена поклонялись наши предки.

Рассказывая своим малышам старинные сказки, мы совершаем благое дело – мы не только учим их простым истинам о добре и зле, не только позволяем им фантазировать и развивать свои творческие способности, но и передаем им драгоценные крупицы нашей культуры», – говорит Мария Подопригора, учитель изобразительного искусства, преподаватель частной школы для одаренных детей 4–10 лет.

Давайте разберемся в биографиях наших друзей детства, и начнем с лихой компании во главе с Бабой Ягой и Кощеем!

Баба Яга: злая ведьма или мудрая жрица?

Сорвать маску! Кто они на самом деле, сказочные злодеи?

Старая, страшная, сварливая колдунья с помелом, ступой и костяной ногой, живущая в самом дремучем лесу в избушке на курьих ножках, повелевающая всеми лесными жителями и не брезгующая детьми малыми и богатырями отважными в качестве обеда или ужина – именно такой предстает перед нами Баба Яга в большинстве сказок восточных, южных и западных славян.

Да-да, бабуся широко популярна не только в России, но и в Польше, Болгарии, Чехии и других славянских странах, и имя ее видоизменяется в зависимости от языка, но неизменно имеет в качестве корня слово «язва», которое идеально передает ее склочный, вредный и опасный характер.

Но давайте вспомним еще и такую подробность: иногда старая берется за ум и помогает добрым героям: то волшебную вещицу преподнесет, то совет добрый даст. С чего бы вдруг ведьме-отшельнице с каннибальскими наклонностями отступаться от своих пагубных привычек?

А все дело в том, что образ Бабы Яги сложился из образа славянской жрицы – хранительницы границы между царством живых и мертвых (славяне называли эти царства «явь» и «навь»), обладающей тайными знаниями и проводящей обряды инициации, во время которых дети становятся отроками, отроки – юношами, а юноши вступают во взрослую жизнь.

И даже внешний облик ее говорит нам об изначальном роде занятий: на связь с загробным миром указывает наличие у живой старухи костяной ноги, как у голого скелета, о безграничной мудрости и знаниях говорит умение общаться с животными и летать, а попытки посадить героев на лопату, дать путеводный клубок, попарить и помыть в семи водах, а еще меч-кладенец подарить – не что иное как способ направить их на верный путь, придать сил, внушить веру в себя.

Ведь вспомните – ни разу в жизни не съела Баба Яга Ивашку под простоквашкой, как грозилась, а вот помогала героям сказок неоднократно.

Кстати, больше о знаменитой старухе можно узнать тут:
Из детства во взрослую жизнь: о Бабе Яге и инициации

Сорвать маску! Кто они на самом деле, сказочные злодеи?

Кадр из фильма «Новогодние приключения Маши и Миши»

Бессмертный скелет, жадный до злата-серебра и чужих невест, великолепно владеющий мечом, черпающий невероятную силу в паре-тройке ведер простой воды, повелевающий всякой нечистью и явно любящий логические задачи, квесты и шарады (зачем бы иначе ему прятать смерть свою таким изощренным образом: в яйцо, зайца, утку и ларец?!).

И заметьте, каждый раз в сказке Кощей обитает в сказке где-то за тридевять земель – то есть убить зловредного колдуна то ли в голову никому не приходило, то ли силенок не хватило. И это неспроста.

Имя «Кощей» произошло от древнеславянского «кость» или «кощь» - оно подчеркивает чрезмерную худобу и скелетообразность, а кроме того, описывает нечто замерзшее, умерщвленное сильным морозом.

В славянской мифологии Кощей – один из сыновей самого страшного и злого бога Чернобога (двоих других сыновей – Горына и Вия - вы наверняка тоже знаете).

Кощей – повелитель лютого мороза и подземного мира мертвых, можно сказать он – славянский Аид, именно поэтому он практически непобедим, а до красавиц-невест охоч потому, что главной мечтой его было, есть и остается повелителем мира стать, землю умертвить и заморозить, навеки лишив солнца, весны и красоты.

Дело в том, что красивые девушки на Руси были олицетворением Лады – богини весны, любви и красоты. Именно поэтому Кощей всегда выбирал самую-самую, чтобы через нее всю красоту мира присвоить себе и сделать так, чтобы весна никогда не наступила.

Надо сказать, за девицами Кощей ухаживать умеет – не сразу их в лягушек да змей превращает. Жене своей, колдунье и воительнице Маре Моревне (в простонародье Мара, дочь Мора – богиня смерти), сделавшей его воинские доспехи неуязвимыми, Бессмертный выстроил подземный дворец из драгоценных каменьев…

Но постойте! Вечная мерзлота, царство холода, способность заморозить все живое, несметные богатства и терем хрустальный – да ведь это Морозко! Мороз-Карачун, вздорный и вредный старик, которому весеннее солнышко смерти подобно.

Могли бы вы представить, что Кощей и Мороз – одно лицо? А ведь так и есть. Мороз повелевает холодом, пургой и буранами, угодных одаривает по-царски золотом и каменьями драгоценными, а неугодных замораживает на веки-вечные. С возникновением новых и новых сказок образы Кощея и Мороза разделились.

Вздорный старик Морозко впоследствии и вовсе был наделен добрым нравом, женой красавицей-Весной и дочкой (которая в самой поздней трактовке стала внучкой) Снегурочкой и принялся ежегодно богатства свои несметные в подарки и сладости обращать да детям под Новый год мешками сносить.

Каков заложенный во все эти мифы вывод? Да что семья перевоспитывает даже отъявленных злодеев!

Больше о том, кто такой изначально Дед Мороз, можно узнать в нашей статье «Недобрый дедушка: мифы о Деде Морозе»

Сорвать маску! Кто они на самом деле, сказочные злодеи?

Уникальной способности Кота Баюна – заговорить собеседника, загипнотизировать своими бесконечными и увлекательнейшими рассказами и усыпить – может позавидовать любой иллюзионист.

Разница лишь в том, что злобный котище, в отличие от фокусника, преследует совсем не безобидную цель – он стремится усыпить бдительность лишь с целью расправиться с противником без пыли и шума.

Частенько в сказках болтливый кот живет в избушке Бабы Яги, выполняя сразу несколько функций: охраняет домашний очаг, является мощным биологическим оружием, а также – уникальным средством ото всех недугов, что бабусе очень выгодно в ее преклонном возрасте да с костяной ногой.

Интерес к Коту Баюну пробуждает именно его волшебное свойство – рассказывать (или по старинке «баять») целебные сказки и басни, которые способны не только излечить любую болезнь, но и отвести смерть.

Другой вопрос в том, что приручить исполинского и не в меру говорливого кота не так-то просто: мало того, что он может запросто усыпить собеседника, так еще и когти с клыками у него почище, чем у саблезубого тигра – не зря Иван-Царевич в одной из сказок для поимки Баюна надевает на себя три железных колпака, рукавицы и запасается огромными клещами и прутьями.

Откуда же взялась такая тяга заполучить в свой дом строптивого котика? Все очень просто: издавна кошки являлись творением бога Велеса, покровителя домашнего скота.

По легенде, Велес решил остановиться на ночевку в стогу сена, а краюху хлеба из его котомки съела мышь. Велес в сердцах бросил в норушку своей рукавицей, а та – возьми и обратись кошкой.

Славяне очень уважительно относились к кошкам, говорили, что «без кота и избы нет» и верили, что они защищают дом от нечистой силы, а своим мурлыканьем и привычкой дремать на руках у хозяев отгоняют недуги и немощи.

О том, как важны сказки, мы вам уже рассказывали. Не забудьте оценить наш труд:
Сказка как мостик в диалоге с ребенком