Опубликовано 11 июня 2015, 17:30

Сорвать маску! Кто они на самом деле, сказочные злодеи?

В жизни каждого маленького человека появляются и Кощей Бессмертный, и Баба Яга. Дети привыкают считать их злыми, но так ли это и какими они были изначально. Разбираемся вместе!
Сорвать маску! Кто они на самом деле, сказочные злодеи?

Сорвать маску! Кто они на самом деле, сказочные злодеи?

Пожалуй, самым ярким воспоминанием детства для каждого из нас являются мамины сказки.

Они-то и объединяют каждого ребенка с самого младенчества: некоторые матери рассказывают малышам народные сказки такими, какими услышали их от своих родных, а иные придумывают для полюбившихся персонажей новые приключения, но, так или иначе, в жизни каждого маленького человека появляются и Кощей Бессмертный, и Василиса Премудрая, и Баба Яга.

Злые и добрые персонажи мелькают перед нами на страницах детских книг и в киносказках, приобретая новые черты и подробности во внешнем виде и в характере. Но какими же были сказочные герои изначально, откуда взялись и кто послужил их прототипами?

«На самом деле народные сказки основаны на славянских мифах и верованиях. В каждом сказочном персонаже сосредоточились самые яркие черты языческих божеств, которым в незапамятные времена поклонялись наши предки.

Рассказывая своим малышам старинные сказки, мы совершаем благое дело – мы не только учим их простым истинам о добре и зле, не только позволяем им фантазировать и развивать свои творческие способности, но и передаем им драгоценные крупицы нашей культуры», – говорит Мария Подопригора, учитель изобразительного искусства, преподаватель частной школы для одаренных детей 4–10 лет.

Давайте разберемся в биографиях наших друзей детства, и начнем с лихой компании во главе с Бабой Ягой и Кощеем!

Баба Яга: злая ведьма или мудрая жрица?

Сорвать маску! Кто они на самом деле, сказочные злодеи?

Старая, страшная, сварливая колдунья с помелом, ступой и костяной ногой, живущая в самом дремучем лесу в избушке на курьих ножках, повелевающая всеми лесными жителями и не брезгующая детьми малыми и богатырями отважными в качестве обеда или ужина – именно такой предстает перед нами Баба Яга в большинстве сказок восточных, южных и западных славян.

Да-да, бабуся широко популярна не только в России, но и в Польше, Болгарии, Чехии и других славянских странах, и имя ее видоизменяется в зависимости от языка, но неизменно имеет в качестве корня слово «язва», которое идеально передает ее склочный, вредный и опасный характер.

Но давайте вспомним еще и такую подробность: иногда старая берется за ум и помогает добрым героям: то волшебную вещицу преподнесет, то совет добрый даст. С чего бы вдруг ведьме-отшельнице с каннибальскими наклонностями отступаться от своих пагубных привычек?

А все дело в том, что образ Бабы Яги сложился из образа славянской жрицы – хранительницы границы между царством живых и мертвых (славяне называли эти царства «явь» и «навь»), обладающей тайными знаниями и проводящей обряды инициации, во время которых дети становятся отроками, отроки – юношами, а юноши вступают во взрослую жизнь.

И даже внешний облик ее говорит нам об изначальном роде занятий: на связь с загробным миром указывает наличие у живой старухи костяной ноги, как у голого скелета, о безграничной мудрости и знаниях говорит умение общаться с животными и летать, а попытки посадить героев на лопату, дать путеводный клубок, попарить и помыть в семи водах, а еще меч-кладенец подарить – не что иное как способ направить их на верный путь, придать сил, внушить веру в себя.

Ведь вспомните – ни разу в жизни не съела Баба Яга Ивашку под простоквашкой, как грозилась, а вот помогала героям сказок неоднократно.

Кстати, больше о знаменитой старухе можно узнать тут:
Из детства во взрослую жизнь: о Бабе Яге и инициации

1 из 3

ПредыдущаяКощей Бессмертный: алчный скелет или добрый дед?