Бывший директор школы — о том, какой бы он хотел видеть систему образования через 10 лет. Михаил Митин — больше 12 лет занимается вопросами образования. За это время он прошёл длинный путь от студента педагогического вуза, директора школы города до первого в России профессионального консультанта в сфере образования. Специально для «Летидора» Михаил написал статью, о том, какой он видит систему образования будущего.Уже больше 10 лет я консультирую родителей по вопросам образования, но сам пока не определился со школой, в которую хотел бы отдать своих детей. Я решил поразмышлять, каким хотел бы видеть образование через 10–12 лет, когда мои дети будут учиться в старших классах. Мои размышления основаны, прежде всего, на опыте работы в школе, они учитывают особенности моих детей и технологические перспективы развития образования. Итак, каким я вижу сферу образования через 10 лет: Про осознанность родительского выбора Родители выбирают образование для ребенка, основываясь не на советах своих друзей и знакомых, рейтингах и рекламе, а учитывая особенности и способности своего ребенка. Родители начинают откладывать средства на образование детей еще до их рождения, понимая ценность и важность качественного образования. Частных школ стало гораздо больше, они составляют 20% от общего числа образовательных организаций среднего образования. Родители понимают: они платят не только за камерную обстановку, но, за высокое качество знаний и индивидуальный подход. Своими требованиями они поднимают планку для частного образования.Про учителей будущего Учитель - до сих пор самый востребованный «инструмент» обучения. Ни одна технология или робот его не заменили, но изменилась деятельность педагогов. Они больше не занимаются мытьем классов, стиркой штор, походами на митинги, решением хозяйственных вопросов и другой непрофильной деятельностью. Их почти не касается бюрократия, они просто учат детей. Наконец-то появились образовательные технологии, которые действительно стали упрощать работу учителя, делать процесс обучения более интересным и персонифицированным. Также школы стали использовать не только разработки собственного сочинения, но и брать лучшее из мировой практики. Про учебную программу При обучении учитывают индивидуальные особенности детей не на словах, а на деле. Учитель знает особенности мышления, восприятия, типа личности каждого ребенка и подбирает соответствующий материал. Подбор заданий на 80% автоматизирован, это позволяет не тратить много времени на подготовку. Учебная программа вариативна. Учебный план не похож на заваленный ненужными вещами гараж. После 8 класса учащиеся сами решают, какие предметы станут для них профильными и начинают изучать их на более высоком уровне. Спортсмены, музыканты, учащиеся художественных школ точно не посещают свои профильные предметы в школе. Каждый ребенок занимается в своем темпе. Он может дольше изучать тему, которая представляет для него особый интерес или на освоение которой уходит больше времени. Он также может пройти программу нескольких лет за один год и окончить школу раньше положенного срока.Про идеальную школьную среду Классов как таковых нет, есть группы учащихся одного уровня. Со временем ребенок сам может определять, к какой группе ему примкнуть. Если ребенок освоил тему раньше, то высвобожденное время может потратить на факультативы или занятия по интересам. Если он освоил весь курс, то по желанию может приступить к изучению следующего. Ему не обязательно ждать свою группу. Дети идут в школу с удовольствием, их никто не заставляет. Они идут в школу не потому, что надо, а потому что в школе интересно, ради комфортной среды. Сама среда способствует естественному обучению ребенка. Знания становятся побочным эффектом экспериментов и исследований. Учащихся поощряют за высказывание своей точки зрения и не ругают, если она не соответствует общепринятым положениям. Каждый ответ учащегося воспринимается, как проба мысли. Его учат аргументировать свои предположения и делать самостоятельные умозаключения. В школе — современный дизайн и архитектура, там приятно находиться. Новая мебель, оригинальные архитектурные решения, удобная навигация и т.д.Про прикладное направление школы Дети осваивают не только предметные знания, но и оттачивают навыки личной эффективности: публичные выступления, групповое взаимодействие, тайм-менеджмент, нетворкинг, межличностное общение, финансовая грамотность и др. Все знания применимы на практике. То есть в каждой теме каждого предмета есть пример из реальной жизни. Детям сначала показывают, как работает то или иное устройство, пробуждают интерес, потом слушают гипотезы и предположения того, как это устроено и только потом объясняют теорию. Дети не боятся ЕГЭ и он не является главной мотивацией обучения, им не пугают. ЕГЭ сдают только те, кто решил продолжить обучение в ВУЗе, а таких учащихся стало гораздо меньше, так как многие выбирают прикладные направления в колледжах, проходят обучение в корпоративных университетах, на краткосрочных программах или занимаются самообразованием с помощью открытых ресурсов. Отметка сопровождается конструктивным комментарием учителя с описанием прогресса, индивидуальной динамики и указанием горизонтов роста. Иностранный язык изучается на таком уровне, что ученики начальной школы могут свободно вести простой диалог с носителями языка. Да, я пока не знаю, в какую школу отдам своих детей, я также не уверен, что через 10 лет все элементы созданного мной видения смогут быть реализованы в одном учреждении. Но я уверен, что размышляя над этим вопросом, я формирую образ идеальной школы, который в нужный момент позволит мне выбрать самый подходящий вариант. Статья опубликована на канале Letidor.ru в Яндекс.Дзен.