Мы уже писали об австралийских детских садах и о том, чем они отличаются от наших, а чем похожи. В этой статье наш автор рассказывает об австралийских школах. В прошлой колонке я рассказывала об австралийских детских садах, о том, чем они отличаются от наших, и чем похожи. Мой сын Арсений закончил сад в 2010 году, и с февраля 2011 пошел в школу. Поэтому мой новый рассказ - об австралийских школах. В школьной жизни много интересного, отличного от российского. Сами школы совсем другие, быт в них совершенно иной. Принципы воспитания, обучения также в корне отличаются от наших. Учебный год в Австралии начинается с февраля, после летних каникул. Дети в Австралии начинают школу в возрасте примерно пять - пять с половиной лет. До 6 класса они учатся в Primary School, с 7 по 12 класс - High School. Мой рассказ будет о Primary School, государственной и бесплатной. Есть и другие - религиозные, частные. Но, в отличие от истории с детскими садами, большинство отдает детей в бесплатные школы. Ребенок идет в ту школу, которая относится к его району. Есть более и менее престижные государственные школы. Стоимость жилья, где лучше школы – дороже.Как устроена школаШколы, в отличие от садов, больше похожи друг на друга. Мой сын учится в государственной школе Сиднея, в 1 классе. То есть, уже второй год. Первый год дети идут в Kindergarden ("кинди"). Но это уже совсем не детский садик. Скорее то, что у нас называется «нулевой» класс. Все дети от «кинди» до 6 класса, с понедельника по пятницу учатся с 9 до 15 часов. Начало учебного дня выглядит так:Дети садятся в рядочки по классам, звенит звонок. Вне зависимости от погоды дети садятся на асфальт. После такого сбора начинается сама учеба. В школе нет такого понятия как длительность урока. Все - на усмотрение учителя. Расписание дня есть. Оно такое: 9.00 -10.00 - уроки 10.00 – 10.15 перекус овощей или фруктов __10.15 – 11.00 - уроки_ 11.00 – 11.30 - перерыв на перекус_ 11.30 – 13.00 – уроки _13.00 – 14.00 - перерыв на обед._ 14.00 - 15.00 - уроки. Если вам кажется, что дети больно уж часто едят, это не совсем так. Еще до 2010 года в школах было 2 перерыва, на завтрак и на обед. С прошлого года в большинстве школ ввели «перерыв на фрукты/овощи и на воду». Детей, таким образом, поощряют есть. Ничем другим, кроме положенного, в это время питаться не разрешают. К слову о напитках, в школу разрешают приносить только (!) воду. Если вода в бутылочке кончилась, дети пьют из специальных фонтанчиков «бабблер»:С завтраком и ланчем все гораздо проще и свободнее: ребенок ест то, что дали родители. Разрешено все, кроме орехов. Если погода хорошая, дети едят на улице, сидя на лавочках, или на траве:Столовой в школах не предусмотрено. Есть кухня, где можно купить еду, заказав ее утром. Это салаты, фрукты, горячие и холодные полуфабрикаты, сэндвичи, булочки. Обед стоит в среднем 4-5 долларов. Сам класс выглядит следующим образом:Каждый класс имеет свой выход сразу на улицу, школы, как правило, одноэтажные, представляют собой длинные коридоры из таких вот комнат. Внутри класса очень интересно! Тут и поделки, и компьютеры, и просто игрушки для занятия в плохую погоду. Один раз в неделю дети приходят в спортивной одежде и занимаются спортом. В другие дни тоже бывает фитнес, но он проходит в обычной школьной форме. Никакие переодевания, раздевалки в школе не предусмотрены:Раз в неделю у в школе устраивается «библиотечный день». В этот день дети идут в школьную библиотеку, могут смотреть и читать любые книги, иногда им читает библиотекарь. Две книги в неделю можно взять домой. Надо сказать, что детей вообще активно приучают к библиотекам. Даже в некоторых детских садах детей водят в детские библиотеки. А в каждой районной библиотеке есть бесплатные детские часы, когда персонал читает детям книги, посадив их в кружок вокруг себя. Продленка есть почти во всех школах. Она работает с 7 до 9 утра, и с 15 до 18 вечера. Продленка не имеет никакого отношения к школе. Это частное учреждение, которое, как правило, снимает помещение у школы. Иногда детей из соседних школ объединяют, одних возят к другим. С детьми играют, как правило, на улице. Уроков не делают. Там же ребенок проводит день во время школьных каникул, если ему не с кем остаться дома. Удовольствие это, конечно же, платное, и не дешевое. В зависимости от обстоятельств семьи, оплата продленки может частично компенсироваться государством. В школе много «кружков». Рисование, большой теннис, гимнастика, музыка. Все занятия не имеют отношения к школьной программе, тоже платные, но уже никем не компенсируются.В Австралии дети начинают школу раньше российских детей почти на 2 года. Это немного пугало меня, когда я смотрела на своего, еще даже не пятилетнего сына. Но все не так уж страшно. Задача первого года - ознакомить ребенка с понятием «школа», подогнать детей под одну «гребенку» (при поступлении кто-то из них уже читает, кто-то не знает английского языка вообще). По окончанию первого года все дети имеют относительно равные знания. Требования к детям в нулевом классе не такие строгие, как в первом - но и не такие, как в саду. Есть четкие правила, дети обязаны выполнять задания, слушать учителя, поднимать руку, когда нужно что-то спросить или выйти. Каждый год детей «перемешивают». То есть, если в школе пять первых классов по 20 человек, то в конце года 100 человек смешают в кучу и их разделят на пять уже вторых классов. Учитель у детей тоже меняется каждый год. Это кажется весьма необычным. Не могу сказать на 100% все причины формирования такой системы, но здесь считается, что это способствует повышению коммуникативных способностей ребенка, шансы завести хороших друзей. Каждый год у ребенка появляется возможность показать себя в коллективе, проявить себя перед учителем. Хорошо это или плохо – сказать сложно. Элементарная логика подсказывает, что учителю при такой системе не имеет смысла «вкладываться» в детей, делать чуть больше, чем он обязан. Зачем, если на следующий год будет все по-другому? С другой стороны, слабый учитель не сможет так уж сильно навредить за год, как за 7 лет. Лично у меня еще не сформировалось четкой позиции о ежегодной смене учителей. Родители, которые проходили через эту систему в детстве, считают ее правильной. Такая система работает и в частных, и в государственных школах.Детям уже с «кинди» начинают что-то задавать на дом. В первый год это чтение простых книг. В первом классе книг больше. Новая книга каждый день, пусть и простая, плюс письменные задания. Задачи ставятся долгосрочные и краткосрочные. Есть задания, которые нужно выполнить к следующему дню, но, главным образом, это задачи, когда ребенок при помощи родителя должен сам определить, когда его выполнять и сколько на это потребуется времени. С первого года обучения детей учат выступать публично. В школе у каждого ребенка один раз в неделю есть News day. В этот день ребенок должен рассказать классу что-то новое о себе. Это может быть просто рассказ на пару минут о поездке на выходных, походе в музей, ребенок может принести и показать свою новую книгу, игрушку, фотографии. Один раз в четверть дети готовят Topic Talk. Темы выбирают учителя (в данный момент готовим тему: жизненный цикл кенгуру, до этого был рассказ о дедушке). Ребенок вместе с родителем готовит рассказ, к нему прилагает постер с фотографиями или видео-презентацию, которую он приносит в школу на флэш-карте. Выступление ребенка оценивается по таким критериям: чистота речи и произношение владение материалом и хорошая подготовка умение соотносить рассказываемое с картинками умение поддерживать контакт с аудиторией, отсутствие скованности, стеснения. Оценку за Topic Talk не ставят, но родитель получает небольшой отчет от учителя в виде записки. Другое «долгосрочное» задание: в Австралии существуют государственные веб-сайты с игровыми заданиями по математике и английскому языку. У каждого ребенка есть доступ в систему под личным паролем. По этим программам дети занимаются и в школе, но главным образом - дома. Когда делать и как делать - дело ребенка и родителя, но учитель имеет возможность контролировать количество выполненных заданий и качество из выполнения. Детям, регулярно работающим в программах, раздаются призы и грамоты. К слову о грамотах и других поощрениях. Каждую неделю всех первоклашек собирают в холле и вручают награды за различные достижения - хорошее поведение, хороший спортивный результат, участие в мероприятиях, усердие на уроках. По окончанию четверти, дети, набравшие больше всего наград, идут на Торжественное чаепитие в кабинет к директору школы. Это очень серьезная мотивация для детей. А вот оценки детям в начальной школе не ставят. Но два раза в год родитель получает документ в виде отчета о ребенке. Там есть все - оценка успехов в различных направлениях, оценка поведения, рекомендации учителя, общее впечатление о ребенке, о его развитии. У детей постарше, после 3 класса периодически бывают контрольные работы, тесты, диктанты – за них оценки, конечно же, ставят. В конце третьего и пятого классов дети проходят государственный тест (своего рода ЕГЭ). Это важные этапы в жизни школьника.У каждой школы есть лозунг. Лозунг нашей школы - Wisdom and Honour, то есть «Мудрость и Честь». Лозунг написан на логотипе школы. Вот так выглядит школьная кепка с логотипом школы сына.Учителя обсуждают с детьми, что такое мудрость и честь. А заодно и честность, смелость, порядочность. В прошлом месяце был день «Доброго дела». Ребенок должен был рассказать классу о примере доброго дела из собственной биографии. Большое внимание в школе уделяют «антибуллингу» (от англ. bully — задирать, запугивать кого-то из членов коллектива). Детям рассказывают, что они должны делать в случае, если они стали жертвой буллинга, или просто свидетелем. Австралия - страна многонациональная, и здесь, как могут, проводят профилактику расизма. Не так давно весь класс на огромном плакате писал огромную разноцветную надпись «Say NO to racism». Детей разных национальностей часто просят рассказать классу о традициях и истории своего народа. Детей учат проявлять участие, на простом языке объясняют, что такое депрессия, насколько это серьезно. Рассказывают, как они должны и не должны поступать в случае, если потерялись в незнакомом месте. Детей готовят к жизни, ее радостям и сложностям – а нас, родителей, просят им в этом помогать. Австралийское общество в целом не очень довольно школами. Учителя регулярно бастуют, требуют улучшения условий работы. Граждане критикуют правительство за недостаточное финансирование школ, говорят, "раньше было лучше". Но - судить не буду, так как не с чем сравнить. Читайте также: ** _ _Детские сады в Австралии Школа и продленка по-французски Восток и Запад: детские сады в Японии и США Как сохранить русский язык у детей за границей_