17-летний блогер Вадим Нефедьев расспросил свою бывшую одноклассницу о том, как проходил у нее процесс адаптации в Израиле и чем израильское образование отличается от нашего. Одноклассница 17-летнего блогера Вадима Нефедьева (vnefedyev) два года назад уехала учиться в Израиль по программе репатриации. Ей пришлось пройти тесты, собеседования и томительное ожидание, чтобы в итоге получить звонок: «Вы приняты». Вадим расспросил её, как проходил процесс адаптации и чем израильское образование отличается от нашего, российского. "Я приехала в Израиль с группой человек 20 только из Поволжья. На улице сентябрь, жара. Меня, девочку из Самары, и еще одну из Томска, встречает школьный водитель с женой. Я выхожу с двумя огромными чемоданами из кондиционированного помещения и погружаюсь в финскую сауну. Плюс 30 градусов, влажность и ни ветерка. Мы быстро грузимся в миниавтобус, включаем климат-контроль и едем в школу. Тогда казалось, что в мире правят кондиционеры, им все поклоняются, и если будет восстание машин, то люди не выживут. В школе нас встречает воспитатель, показывает, где мы будем жить. Кроме нас в корпусе никого. Через несколько часов первое собрание, где я познакомилась с моими одноклассниками. Их было немного, основная часть еще не приехала. В первые дни я старалась не делать никаких выводов, так как знала, что мне с этими людьми еще три года жить. В бейтане (кампусе) только русскоговорящие дети из СНГ, которые приехали по программе. В самой школе учатся с 7 класса до 12. Всего 300 человек, 200 из которых репатрианты, а 100 — коренные израильтяне. На следующий день - в школу, в ульпан, учить иврит. Учительница с порога говорит, что уже 20 лет работает с такими как мы и у нее русский муж: она понимает по-русски. Говорит плохо, но знает много слов. Если честно, то я не очень помню, как мы общались на первых порах, но было сложно. Английский, вперемешку с русским и еще какой-то непонятный «хабар-бабар» на иврите. Началась паника, когда начали учить алфавит, так как этот алфавит ни на что не похож. Какие-то иероглифы, гласных нет, одни и те же буквы, а звук разный. Как это быстро читать, вообще? Справа налево!Из-за постоянно прибывающих учеников, приходилось вновь и вновь повторять обучение. Процесс двигался медленно. Затем начались нескончаемые праздники. В общем, за месяц с горем пополам выучили алфавит. А теперь представьте, что детей, которые знают 8 букв и "привет" - "пока", посадили в класс учить биологию на иврите. Короче, шок... Отношения между учеником и учителем предельно равные. У учителя такой же стол, такой же стул. Одевается он как ученик. Естественно, на "ты", без всяких "миссис" и "госпожа". Можешь спросить как дела, как он провел выходные, как поживает внучка. Можешь попросить провести урок на улице. Можно попросить все повторить. Здесь строго запрещено пользоваться телефонами на уроке. Учителя должны получить специальное разрешение от директора, чтобы отвечать на звонки. А вот на перемене вообще всем без разницы, что ты делаешь. Курить нельзя только. Ложись на лавку, побрызгайся водой, сходи в футбол погоняй, на турники. Бегать можно. Почему бы и нет? Самые младшие — это седьмой класс. Хотя есть и младшая школа, которая обособлена от нашей. Иногда можно на уроке через окно смотреть, как они бесятся на улице. Нет дежурных по школе, следящих за дисциплиной на переменах. Когда засыпаешь на уроке, предлагают пойти поспать на очень удобном кресле рядом с кабинетом директора. Директора боятся, конечно, но не как в России. Здесь директор как-то ближе к народу. Я считаю, что лучшее, что есть в израильской системе образования — это деление на учебные единицы. У нас есть группы по ивриту, английскому и математике. В начале года весь класс проходит тестирование. В результате ученики делятся на группы по знанию предмета. У каждой собственная программа, свои учебники, свой учитель. Можно перейти в другую группу. Но по математике это очень сложно сделать, программы очень сильно отличаются. А по английскому легче. Многие расстраиваются. Между группами по математике очень большая пропасть. Я поняла, что во многом российское образование заключалось в том, что "вот вам ваши формулы, вот вам теоремы, пользуйтесь ими активно, только ни при каких обстоятельствах не спрашивайте, откуда они берутся". Не помню, когда здесь было такое, чтобы учитель спросил, если ли вопросы, и никто ничего не задал. Если так происходит, то учитель понимает, что никто ничего не понял. Вообще образование направлено на гуманизацию, по минимуму технических предметов. Есть математика, биология, и, кто хочет, тот может взять физику. Есть обязательные предметы, которые необходимо сдавать на аттестат зрелости: история, грамматика иврита, литература, танах, английский, математика, гражданство. А есть по выбору: биология или сельское хозяйство, химия, физика, музыка, искусство, русский. То, что обязательно дает школа, уже достаточно, чтобы получить аттестат. Система 100-балльная, что мне импонирует. Хотя очень сложно получить высший балл. Здесь не нужны дневники. Текущих оценок нет. Есть оценки за контрольные и самостоятельные. Причем учитель сам решает, какой процент от оценки должна занимать та или иная контрольная. 100 баллов за маленькую самостоятельную будут гораздо менее значительны, чем 100 баллов за контрольную. Учителя здесь тоже умеют лениться, тоже хотят кофе на уроке, тоже хотят уйти пораньше домой. Но их зарплата напрямую зависит от их производительности. Их лень вряд ли окажется незамеченной. Кто-нибудь по-любому скажет: «Почему ты не работаешь, у нас урок». Учебный год 10 месяцев из-за нескончаемых праздников. Уроки по 50 минут. Учебная неделя с воскресенья по пятницу. В середине 12 класса я получу израильское гражданство".На вопрос, хочет ли она обратно в Россию, Настя лаконично отвечает: «Нет». После школы она планирует снимать квартиру или жить в принимающей семье. После школы ждет армия. А затем все границы открыты. Нет виз, путешествуй и живи, где хочешь.