Школа прошлого: один день из жизни гимназистки XIX века
Школа прошлого: один день из жизни гимназистки XIX века
«Летидор» рассказывает, чем жили, какие предметы изучали, что за форму носили и сколько денег отдавали за образование ученицы Арсеньевской гимназии в конце XIX века в Москве.
О гимназии
В конце 1860-х годов в Москве открылось сразу несколько частных учебных заведений. Одним из самых заметных стала женская гимназия, которой руководила Софья Арсеньева — дочь известного российского архитектора Александра Витберга.
Гимназия находилась в самом центре Москвы, в бывшем особняке Дениса Давыдова (по современному адресу — улица Пречистенка, 17).
О программе
Девочек принимали в гимназию в возрасте 8-9 лет. Обязательным условием для поступающих к началу учебного года в подготовительный класс были требования:
- по «Закону Божьему»: молитва Господня, молитва перед учением и после учения;
- по «Русскому языку»: умение читать без большого затруднения и списывать с книг по двум линейкам;
- по «Французскому языку»: знание всей азбуки — печатной и письменной, а также умение написать её;
- по «Арифметике»: умение писать цифры.
От тех, кто хотел присоединиться к классу в середине учебного года, требовалось знание материала, на данный день уже изученного в этом классе. Девочки, которые посещали занятия, принадлежали к дворянскому сословию. К поступлению в школу их готовил целый состав преподавателей.
Что знала выпускница гимназии после выпуска
После семилетнего образования каждая ученица знала:
- «Закон Божий»: молитвы. Священная история Ветхого и Нового Завета. История христианской церкви. Катехизис. Учение о богослужении христианской православной церкви. Чтение Священного писания;
- «Русский язык и литература»: чтение и рассказ. Выразительное произношение наизусть. Орфографические упражнения. Грамматика: русская и церковно-славянская этимология, русский синтаксис. Стилистика. Упражнения в изложениях и сочинениях в связи с элементарной логикой. Изящные переводы с иностранных языков. Изучение русских прозаиков и поэтов. История русской литературы;
- «Французский, немецкий, английский» (от обучения английскому языку освобождались те воспитанницы, для которых изучение трёх иностранных языков было признано затруднительным): чтение, рассказ, выразительное произношение наизусть, орфографические упражнения, грамматика и стилистика, изучение прозаиков и поэтов, история литературы; умение владеть языками устно и письменно;
- «Математика»: арифметика, алгебра до логарифмов включительно, геометрия со стереометрией; приложение алгебры к геометрии; тригонометрия;
- «История», «География», «Физика»: в объёме курса мужской гимназии;
- «Естественные науки»: в низших 4-х классах — как предмет наглядного обучения, в 7-м классе — подробнее;
- «Из искусств»: рисование, хоровое пение, гимнастика, танцы, музыка; а в первых 3-х классах и чистописание.
Сколько стоило образование
Цены на обучение в 1878 году были следующие: плата за приходящую ученицу (в год) — 150 руб.; за полупансионерку — 400 руб., за пансионерку — 500 руб. За ученицу подготовительного класса: приходящую — 100 руб.; полупансионерку — 350 руб.; пансионерку – 450 руб. Кроме того, единовременно вносилось за каждую пансионерку 30 рублей.
Для сравнения: в те годы килограмм картофеля стоил 2 рубля, килограмм говядины — 27 рублей, килограмм сливочного масла — 61 рубль.
Что носили гимназистки
В гимназии были строгие порядки в отношении внешнего вида девочек. Правильной одеждой считалось коричневое шерстяное платье и черный шерстяной передник.
В те времена пренебрежение к внешнему виду каралось строже, чем незнание предмета. Ученица, явившаяся на занятия в растрепанном виде, получала выговор, представление родителям. Также девочку отчитывала классная дама или больше — сам директор гимназии Софья Арсеньева, чей осуждающий взгляд, по воспоминаниям школьниц, был худшим наказанием для каждой из них.
О быте учениц
Благодаря сохранившимся мемуарам выпускниц гимназии, известно не только формальное устройство школы, но и особенности её быта. Занятия начинались ровно в 9. Одна из гимназисток, Татьяна Аксакова-Сиверс, вспоминает:
«В низкой просторной передней [усадьбы] меня встречал швейцар Александр, маленький толстый старичок, топтавшийся на месте, как медвежонок, и его жена, дельная, быстрая старушка Наталья, ведавшая более 30 лет и вешалками, и кипячёной водой, и подаванием звонков.
Мой класс насчитывал около 40 человек, учился хорошо, но был какой-то разношёрстный. Менее блестящий, чем предыдущий…
Учение мне давалось без всякого труда и никогда не составляло предмета забот моих родителей. Начиная со 2-го класса и до самого конца я шла на круглых пятёрках, но должна признать, что пятёрки по физике и математике доставались только за счёт хорошей памяти, тогда как гуманитарные науки проникали несколько глубже.
В 4 классе мы сдавали экзамены по естествоведению, причём отметка, полученная на этом экзамене, входила в окончательный аттестат. Так как я уже метила на золотую медаль, четвёрка по естественной истории могла мне испортить всё дело, и я, снедаемая честолюбием, твердила наизусть «лютиковые» и «крестоцветные», которые могли меня подвести.
Учительницей по этому предмету у нас была Анна Николаевна Шереметевская, родная сестра знаменитой актрисы Марии Николаевны Ермоловой, женщина очень нервная, от которой можно было ждать всяких сюрпризов. Однако всё обошлось благополучно, и полученная отметка не закрыла мне путей «к славе».
Возвращаюсь к описанию своего школьного дня. После трёх утренних уроков и завтрака мы отправлялись парами гулять по улицам (это называлось «крокодилом»). Маршрут был всегда один и тот же: по Пречистенке до Зубовского бульвара и обратно, мимо Лицея, по Остоженке. Если в кармане лежала плитка шоколада, купленного за 5 копеек в мелочной лавке гимназического поставщика Капустина, то гулять было не так скучно. Кроме того, с годами я стала обладать унаследованной от матери способностью извлекать интерес из всех жизненных положений.
В три часа, к концу занятий, за мной заходила мама».
Также на протяжении школьного дня у девочек был обед, который они приносили с собой в школу и оставляли на специальной лавке в столовой. В гимназии было обязательное место для священника, хранения икон и место исповедания.
Как и в современной школе, после уроков желающие оставались на дополнительные платные занятия: по музыке, хоровому пению, танцам и гимнастике.
Быт гимназисток XIX столетия удивительным образом напоминает рутину нынешних школьников. И хотя с момента открытия гимназии прошло уже больше века, но убрав особенности времени из воспоминаний школьницы, мы вряд ли заподозрим, что их писала девушка, жившая полтора века назад.
Все фотографии — из личного архива автора статьи.