Школа без отметок: как это устроено
Школа без отметок: как это устроено
С отметками в школе №734 стали «бороться» с тех пор, как ее возглавил в далеком 1985 году Александр Наумович Тубельский. Он сразу заявил, что отметки не нужны. Эти циферки, эти символы, «звездочки», «солнышки» просто неэффективны, всей полноты работы ребенка не отражают, а часто ломают мотивацию ребенка, его желание что-то делать. В эти пять баллов просто невозможно уложить все тонкости работы школьника, отношения его самого к этой работе. У меня пятерка, у тебя четверка, а больше ничего непонятно про эту работу.
Первое, от чего пытались избавиться с этой новой системой оценивания – от сравнения друг с другом. Очень хотелось, чтобы сравнивали себя относительно себя. Правда, все равно эта соревновательность в природе человека живет, все мы любим сравнивать себя с другими, и от этого множество переживаний и непродуктивных эмоций. Поэтому, конечно, избавить детей в корне от этого нельзя. Но можно направить стремление смотреть не на Васю и Петю, а на вчерашнюю работу, работу ребенка в начале года и в конце. Просто посмотреть тетради в начале года и сейчас, есть ли движение или нет.
Что взамен
Отсутствие цифр в дневнике вовсе не означает, что ребенка не оценивают. Скорее наоборот, система оценки в таком случае становится более сложной, форматов за эти годы придумано довольно много. Надо сказать, что все они непростые и трудоемкие.
Описательная оценка. Учитель анализирует работу ученика, чаще всего письменно. То есть не просто говорить о том, хорошо или плохо сделана работа, а объясняет, что сделано правильно и не очень, в чем есть рост, а где нужно поработать. В текущей работе это могут быть «записки в тетради», по итогам года многие учителя пишут подробные (на 2-3 страницы) тексты по каждому ученику.
• Оценка по критериям. Самая популярная форма в школе. Учитель вместе с детьми придумывает, на что именно в работе будет обращено внимание. Буквально с первого класса педагог говорит: давайте смотреть на красоту букв, давайте считать количество ошибок, кто сколько напишет по объему и так далее. Дети предлагают эти критерии сами, конечно, при помощи взрослого.
• Наглядные методы. Когда в классе идет большая тренинговая работа (например, изучение таблицы умножения), очень часто на стенах возникают таблицы оценивания. Ученики и учитель в них фиксируют, что надо сделать, что узнать, выучить, решить, и что из этого уже сделано.
• «Плюс-минус». Некоторые педагоги ставят за домашние работы в тетрадях своим ученикам знаки «+», «-» или «+-». Казалось бы, та же балльная оценка, но на деле не совсем она. Этот значок дает ребенку конкретную информацию о выполнении определенных условий задания, оговоренных заранее. То есть сначала в классе все договариваются о том, что считать идеальным выполнением этого задания, а потом уже учитель (или сам ребенок, или его одноклассник) «сличает идеал и реальность». Ставя «-» или «+-», учитель также письменно напоминает о критериях.
• Портфолио. У каждого ученика есть специальная папка, куда весь учебный год собираются его «достижения». Это могут быть и творческие работы, и грамоты за участие в конкурсах.