В современном мире цифровых устройств ребенку порой бывает трудно выкроить время для бумаги и старых добрых цветных карандашей. Так как научить детей рисовать и привить любовь к этому занятию? Рисунки: Женя Кац и дети Пока я была маленькая, я очень любила рисовать. Мама показала мне в два года, как рисовать солнышки и ёлочки, домики и человечков - и я штамповала их в больших количествах. Со временем рисунки мои ушли от первых шаблонов, и я стала сочинять свои истории с картинками и текстами, сама сшивала маленькие книжечки, и прорисовывала в них каждую деталь. Мне нравилось придумывать персонажей и рисовать про них свои самодельные книжки. Любимыми героями моих книг были девочки Морковочка и Редисочка. Когда я пошла в школу, оказалось, что в школе на уроках рисования нет места фантазии и свободному творчеству. В итоге всю начальную школу у меня было две "четвёрки" - по русскому за помарки и кривой почерк, и по ИЗО - за то, что рисую не то и не так. К счастью, школьные уроки не отбили полностью мою охоту рисовать, и со временем я сама вернулась к творчеству. Однако с тех самых пор я ходила и всюду искала подтверждения тому, что учить рисовать можно интересно, с выдумкой, и без насилия. Огромное влияние на меня оказали книги Лены Макаровой "Освободите слона" и "Лето на крыше". Тоненькие брошюрки из серии "Слона" от "Педагогического факультета" были зачитаны мною до дыр - столько в них было свободного творчества, уважения к детям и их решениям. В итоге я начала вести занятия для мам с двухлетками, и показывала мамам и малышам, как приятно бывает возиться с красками или пластилином - просто так, ради процесса, и как здорово создавать всякую красоту своими руками из чего попало - из гороха, фасоли и пшённой крупы, из обрезков глянцевого журнала или из пластилина и грецкого ореха. Сегодня мне часто приходится даже останавливать мам, которые так увлекаются, что отнимают у малыша кисточку, и начинают делать всё сами. Они не наигрались! И у них редко есть возможность, время и силы на то, чтобы просто поиграть с художественными материалами - ради процесса, без определённой цели. Потом я пошла в среднюю школу №200 и там три года вела ИЗО-студию в начальной школе. Мне хотелось показать детям, что они все умеют рисовать, и, в то же время, что в рисовании главное - уметь видеть красивое - и этому радоваться. Задания, которые я предлагала детям, были самые разные. Иногда это были игры на развитие фантазии. То мы "оживляли" круги или квадраты, превращая их в детали узнаваемых картинок. То играли с кляксами, превращая их в деревья или драконов. Иногда мы рисовали "красивое и "непонятное", стараясь найти удачные сочетания цветовых пятен. Многие дети с огромным удовольствием придумывали свои орнаменты, попутно обсуждая симметрию и ритмичность линий в рисунке.Некоторые уроки мы проводили не в классе, а на улице - например, у нас было несколько уроков, посвящённых деревьям. И мы эти деревья сначала лепили, отделяя от толстого ствола всё более и более тонкие ветви, а потом уже их рисовали. И ещё мы на улице рисовали портреты каких-нибудь конкретных кустов или деревьев - а потом искали - кто что рисовал.Я старалась дать детям почувствовать радость от процесса, и в то же время, построить свои уроки таким образом, чтобы им приходилось знакомиться с разными материалами, с разными техниками и приёмами. То мы рисовали на маленьких квадратиках 10 на 10 см, то на листах А3 или даже на ватмане. То брали гуашь, то пастель, то уголь, то перья.На улице мы рисовали общую картину - острова и корабли, зверей и птиц на островах, рыб и китов в морях. Это было не только творчество, но и взаимодействие через рисунок. Многие дети были в восторге от... копирования картин с репродукций известных художников. Они сами удивлялись, насколько удачными получались эти копии!Иногда я давала детям какие-нибудь задания-парадоксы, скажем, нарисовать "яблоко и радость" или "сапоги и печаль". Дети сами приходили к выводу, что настроение проще всего передать при помощи оттенков и ритма. Когда дети получают удовольствие от процесса, и сами придумывают сюжеты своих картин, они начинают спрашивать взрослого: "А как это нарисовать?" или "Как мне получить такой оттенок?" Это намного важнее - дождаться того момента, когда дети сами попросят "Научи меня сделать так!" или спросят "А как ты это делаешь?". Если же начать с рассказа о техниках и со скучных заданий, то подобные вопросы могут не возникнуть вовсе, а охота к творчеству может исчезнуть. Рисуйте рядом с детьми, рисуйте вместе с детьми - и радуйтесь процессу!