Религия и этика в школе: за и против
Пожалуй, ни одно нововведение в школьной жизни последних лет не вызвало такого количества дебатов и скандалов, как предмет ОРКСЭ («Основы религиозных культур и светской этики»).
Сторонников изучения религиозных культур в школе обвиняли в нарушении Конституции, а противников призывали предать анафеме. Сейчас, когда страсти немного улеглись, можно подвести первые итоги и разобраться во всех плюсах и минусах новой дисциплины.
Что такое ОРКСЭ и зачем его ввели
В 2010 году в 19 регионах России, а в 2012 году по всей стране был введен новый школьный предмет — «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Его преподают в конце 4-го класса. Количество часов, которое уходит на предмет — около 50.
Инициатором введения новой школьной дисциплины выступила РПЦ. Интересно, что изначально предмет назывался «Основы духовно-нравственной культуры народов России», и лишь по итогам многочисленных дебатов название поменяли, а содержание дополнили. Любопытен тот факт, что лидеры остальных конфессий, представленных на территории РФ, поддержали начинание православной церкви.
Сейчас курс состоит из шести модулей. Это «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Каждый школьник может выбрать для изучения только одно направление.
По статистике прошедших лет, максимальное число учащихся (от 40% до 51% в разных областях страны) выбирает модуль «Основы светской этики», на втором месте (порядка 30%) — «Основы православной культуры», на третьем (до 18%) — «Основы мировых религиозных культур», остальные модули идут с большим отрывом. С каждым годом число родителей, выбирающих «Этику», возрастает во всех регионах страны.
Официальная задача нового предмета — знакомство с мировыми культурами, формирование у младшеклассников норм морали и нравственности и подготовка к жизни в многоконфессиональном государстве. Однако, по мнению большинства ученых, учебники по предмету составлены в проповедническом и антинаучном стиле и абсолютно не отвечают поставленным целям.
Уроки религии и этики в странах мира
Россия не стала первопроходцем в вопросах изучения религии и этики в светских школах. Через подобные дебаты прошли почти все развитые государства, причем каждое пришло к самостоятельному выводу.
- Во Франции уже более ста лет строго запрещено преподавать в школах предметы, связанные с религией, а несколько лет назад ввели запреты и на ношение любых религиозных атрибутов;
- В Китае, Японии и США государственные школы не преподают религию, делая упор на привитии детям общегражданских норм и ценностей;
- В Финляндии дети с начальных классов изучают религию, которую исповедуют в их семье, или этику, причем это является одним из самых популярных предметов. Кстати, на религиозные экскурсии детей водят даже в детском саду, но с согласия родителей;
- В Польше, Германии и Великобритании уроки религии и этики есть в каждом учебном заведении, однако они носят факультативный характер.
Преподаватели российских школ хоть и признают необходимость воспитательной работы с учениками, отмечают множество организационных недостатков курса.
Елена Анатольевна Родионова, директор средней общеобразовательной школы :
Воспитывать в детях моральные и нравственные ценности, прививать им общечеловеческие понятия «добра и зла» нужно, пусть и в рамках такого спорного предмета. Однако вводить его так быстро и без подготовки было нерациональным решением.
В школах не хватает педагогов, которые хотели бы работать с этим предметом. Курсы подготовки для учителей очень короткие, «размытые». Учебники не дают ответов на множество вопросов, да и многие вопросы, предлагаемые для обсуждения, каждый человек должен решать для себя сам. Если переработать программу, подготовить преподавателей и сделать предмет факультативным, от него будет намного больше пользы, чем сейчас.
Мнение родителей
К сожалению, пока нельзя сказать, что изучение «Основ религиозной культуры и этики» дает какие-то результаты. Дети, прошедшие этот курс, не отличаются от своих предшественников ни умственно, ни нравственно. Возможно, прошло недостаточно времени для того, чтобы говорить о каких-то итогах. Однако родители уже сделали свои выводы и делятся ими на многочисленных тематических форумах и родительских собраниях.
Юлия Фадеева, мама троих детей: «На мой взгляд, школа берет на себя ненужные функции. Задача учителей — рассказывать детям о физике, химии, правописании и так далее. Что такое «хорошо», а что такое «плохо», я расскажу своему ребенку сама, опираясь на современные реалии, а не на учения многовековой давности.
Кроме того, мне неприятен тот факт, что часы для изучения этого предмета отобрали у «Русского языка». Если посмотреть на результаты ЕГЭ, знание родной речи у выпускников и так оставляет желать лучшего, и ни к чему тратить столь важные часы на знания сомнительной ценности».
Плюсы и минусы урока
У нового предмета есть как положительные стороны, так и отрицательные.
Сначала отметим плюсы:
- Дети узнают о наличии разных религиозных учений, их различиях.
- У школьников формируется критическое мышление в вопросах нравственности, они учатся осмысливать свои поступки не только с позиции собственной выгоды, но и с точки зрения моральных норм.
- На уроках затрагивают темы, которые во многих семьях игнорируют.
- Новый предмет расширяет кругозор школьников.
К сожалению, минусов пока больше, и не все их легко устранить:
- Фактическое нарушение Конституции, вмешательство церкви в образование, которое в России является частью светской жизни.
- Нехватка и недостаточная подготовка преподавателей.
- Абсолютно «сырой» учебник, не соответствующий заявленным задачам, пропагандистский и не имеющий альтернативы.
- Масса неточностей и фактических ошибок в курсах всех культур, кроме «Православия» и «Мусульманства».
- Отобранные у одного из основных предметов учебные часы.
- Отрицательное отношение абсолютного большинства родителей (порядка 74%) к новому курсу.
- Вынужденное разделение детей на группы по религиозному принципу, акцентирующее внимание на этом аспекте жизни и порождающее противостояние среди школьников.