Мама краснодарской школьницы рассказала, почему они уезжают из региона. Сейчас Анна с мужем и дочкой Никой готовятся к эмиграции в другую страну. К этому важному решению семья шла годами – и вот от новой жизни их отделяет всего несколько месяцев. Одним из катализаторов в принятии окончательного решения об отъезде стала история, которую Анна на условиях анонимности согласилась рассказать «Летидору». Школа, в которой 23 первых класса Когда четыре года назад мы выбирали для Ники школу, в приоритете у нас было одно: чтобы дочка могла туда самостоятельно добираться. У нашей девочки сахарный диабет, и мне было важно находиться поблизости: тогда я не была уверена, справится ли она с учёбой. Поэтому мы пришли в ближайшую школу в пяти минутах ходьбы от дома. В неё набирали всего три первых класса. Надо сказать, что для Краснодара найти школу с таким малым количеством классов в началке — большая удача. Для сравнения, в прошлом году в 71-й школе набрали 23 первых класса, и дети учатся в три смены. В этом году, если не ошибаюсь, в 50-й школе есть 1-й класс с литерой «Х». Такая перегруженность возникла в последние годы из-за того, что Краснодар сильно расширился. За 5-7 лет здесь построили целые микрорайоны, но о детях не подумали — в них нет ни школ, ни садиков, ни поликлиник. Поэтому людям, которые заселились в новые дома, приходится возить детей в образовательные учреждения ближайших районов. «Молодой учитель – ничего хорошего из этого не выйдет» Дальше мне предстояло выбрать класс, в который я хотела бы записать дочку. Обычно все выбирают по учителю: чтобы опытная, в меру строгая, проверенная. Я пошла по пути наименьшего сопротивления и ориентировалась на программу. Записала дочку на самую лёгкую, «Школу России», всё-таки я не знала, будут ли у Ники проблемы со здоровьем, и решила перестраховаться. Я решила, что в случае пропусков ей будет проще догнать по учёбе других детей. Класс по этой программе набирала молодая учительница. На тот момент ей было 27 лет. Мои друзья с ужасом воскликнули: «Что ты делаешь? Молодой учитель! Из этого ничего хорошего не выйдет!»Я сделала выбор. И не ошиблась. Поначалу эта учительница не хотела брать Нику, так как боялась ответственности за ребёнка с диабетом. Мы с дочкой целый месяц ходили в школу и готовили учительницу к тому, что может случиться на уроке и что она должна сделать в экстренной ситуации. И в итоге она согласилась.Образование носит пропагандистский характер Дочка пошла в школу, и первые три года всё было замечательно. Она ходила на занятия с удовольствием, после учёбы за полчаса делала уроки, и у неё оставалось море свободного времени. В то же время дети моих друзей, ровесники Ники, за три года учёбы не поднимали голов от учебников, постоянно делали какие-то проекты. Они не видели белого света, а у нас даже близко такого не было. Всё благодаря молодой учительнице, которая уже в первый год показала себя человеком прогрессивных взглядов. Она не нагружала детей огромными домашними заданиями, как это делали её коллеги из других школ.Она делала всё, чтобы уроки для наших детей были максимально интересными и продуктивными. На свой страх и риск (не говоря никому из родителей и администрации) отказалась от предмета «Кубановедение», на котором она должна была рассказывать об истории и географии Кубани. Учебник по этому предмету очень скучный, поэтому учительница быстренько прошла с детьми годовую программу этого предмета за 2-3 часа и вернула классу дополнительные уроки окружающего мира, которые очень сильно пересекались по программе с «Кубановедением». Дочка бы доучилась в начальной школе спокойно, если бы в 4-м классе нас не ждал сюрприз. На линейке 1 сентября нам почти в ультимативной форме объявили, что с этого года у детей будет новый факультатив – ОПК (основы православной культуры).Нас настоятельно попросили заполнить заявление, что мы не против, чтобы наши дети посещали этот урок. Я не стала спорить и возмущаться, так как не хотела подставлять учителя. Я знала, что если не подпишу бумаги, крайней окажется она. Администрация будет высказывать ей, что в её классе какие-то не такие родители. Я решила так: если урок заявлен как факультатив, значит, он будет стоять в расписании последним, и я смогу забирать своего ребёнка домой, сославшись на её проблемы со здоровьем, благо я могу этим пользоваться. Зря я так думала.Иногда ОПК ставят предпоследним в расписании, и дочке приходится ходить на урок. Так что за сентябрь – октябрь Ника уже несколько раз ходила на него. И пока мне не нравится то, что там происходит.На первом занятии детям сказали, что бог всех любит, и люди должны любить друг друга. Ничего плохого. А дальше – пошло-поехало… Учитель сообщил, что будет учить детей правильно молиться, креститься и всему в этом духе. На одном из уроков им рассказывали, как Герда спасла Кая, прочитав молитву «Отче Наш», на другом показывали, как низко надо кланяться в храме, для того чтобы показать свою ничтожность перед богом. Ведь он всевышний, и мы все перед ним виноваты. Я категорически против, чтобы ребёнку рассказывали о вере в таком духе.Мы сами расскажем, как понимаем этот мир, и когда дочка вырастет, она сделает осознанный выбор. Не понимаю, почему нельзя сделать предмет в ознакомительном ключе. У меня в институте было религиоведение, на котором нам рассказывали о разных религиях. Это безумно интересно, и можно было бы сделать то же самое для школьников. У нас же всё, что связано с религией, приобретает пропагандистский характер. Большинству родителей всё равно, чему учат их детей. Как-то моя мама забирала Нику после уроков и наблюдала такую картину. В школьном дворе гуляли первоклассники, а учительница в длинной юбке раздавала им облатки (просфоры – прим. редакции) и рассказывала об их назначении. Когда моя мама вникла в ситуацию и возмутилась своевольностью учителя, ей ответили: «А что такого? Россия – православная страна».В некоторых школах в каждой параллели администрация выбирает класс, который становится казачьим. Их обязывают купить форму – рубашки, погоны и что-то ещё, вводят специальные уроки по казачеству. Отказаться нельзя. Не нравится — меняй образовательное учреждение. Все ноют, что нужно сдавать деньги на форму, но не отказываются, не протестуют. О чём тут разговаривать? В школе у меня нет единомышленников, кроме моей мамы и классного руководителя, у которого на ведение ОПК забрали час от русского языка. В итоге учительнице пришлось объединить изо и труд, чтобы дети успевали пройти программу русского.Родители решают конфликты сразу через прокуратуру Вообще, взаимоотношения учителей и родителей — это отдельная тема. Все педагоги жутко запуганы родителями, которые постоянно куда-то на них жалуются. Основная масса семей отдала детей учиться и заняла удобную позицию: «Школа мне должна…» А должна она, оказывается, не только учить, но и воспитывать. В нашем классе был случай, когда на педагога написали в прокуратуру. У мальчика из неблагополучной семьи были проблемы с учёбой. Учительница как могла тянула его, но он продолжал получать двойки и тройки. Родителей мальчика положение вещей не устраивало, и они не нашли ничего лучше, как обвинить учителя в некомпетентности и накатать на неё заявление в прокуратуру.Когда родители ругаются в чате, часто угрожают друг другу прокурором. На днях девочка испортила кому-то из одноклассников тетрадь, и её мать написала в чат, дословно: «Ваша свинота мне её испортила» – «и верните мне 50 рублей». В итоге после долгой переписки они выяснили, что ребёнок, на которого все подумали, ничего не делал. После этого мама девочки, которую считали виновной, пошла в прокуратуру и написала заявление на угрозы и оскорбления со стороны других родителей.Как-то я спросила в чате, куда за четыре месяца были потрачены 48 тысяч, которые с нас собрали в начале года – отмечу, что вопрос задавала без претензий. Мне предложили встретиться вне школы, без учителя. Это значит, что со мной хотели разобраться как в старые добрые 90-е. У нас в чате обсуждают всё, что угодно, только не школу: бандитские перестрелки, местных каннибалов. Иногда у меня сдают нервы, и я возмущаюсь – на время переписка прекращается, но только до тех пор, пока не появится новая горячая новость.Именно с него начинается самое страшное, что может быть в школе, – детская травля.Как-то мальчик в классе Ники потерял телефон. За день до пропажи кто-то в школе узнал, что одна из девочек нашла телефон. Он не имел никакого отношения к пропаже мальчика, но родители сразу связали его с делом, и, не выясняя что к чему (куда девочка дела этот телефон: отдала ли его учителю, вернула ли владельцу), стали подозревать её в воровстве. Когда на ребёнке уже поставили клеймо, мама мальчика написала: «Ой, а мы нашли телефон в дальнем кармане куртки». Но ярлыки уже повешены. Никто из обвинителей даже не догадался попросить у мамы той девочки прощения, все сделали вид, что ничего не случилось. А потом дети пришли в школу, наслушавшись разговоров своих родителей, и начали самую настоящую травлю беззащитной девочки. И виноваты тут родители.Ведь она прилагает так много усилий к тому, чтобы дети уважали друг друга. И, надо отдать ей должное, получается! У нас в классе учатся разные дети: моя дочка с диабетом, есть дети в очках, есть заикающиеся дети – и никто никого не дразнит. Но если учитель так кропотливо выстраивает нормальные отношения между детьми, а потом они идут домой и слышат, каким тоном родители обсуждают маму Гоши или маму Вики, то вся работа педагога идёт прахом. В 4-м классе дети не могут прочитать задание в учебнике Родителей больше беспокоит, что школа им должна, а не то, что у них дети дурачками останутся. Самая большая головная боль педагога: дети плохо читают. В 4-м классе некоторые ребята с трудом прочитывают условие задачи в учебнике, плохо понимают его, соответственно, не могут нормально решить. Отсюда – двойки. Учительница постоянно просит родителей читать с ребятами книги. В школе они не читают в достаточном объёме, чтобы отточить этот навык, и требуется большая внеклассная работа. Наш педагог составляет специально для класса укороченные списки литературы на каникулы. На летние, например, она отобрала из 40 положенных книг 12 самых интересных – только бы прочитали! Если ребёнок не готов идти по списку, пусть возьмёт книгу, которая нравится ему. И, думаете, кто-то сходил с ребёнком в библиотеку или книжный магазин? Родители только и делают, что ворчат и ругаются в чате. Или часами обсуждают, как было бы здорово сходить всем классом в торговый центр или в боулинг… Что тут сказать? Всё это очень грустно. Имена героини статьи и девочки изменены по её просьбе Фото: Shutterstock.com, visualrian.ru