А также поддерживают, если что-то не получается так, как задумано! Как много детей школьного возраста любят соревноваться друг с другом и как мало из них любят учиться. Поэтому педагоги и родители часто пытаются мотивировать детей на учебу, создавая вокруг них дух соперничества. Соревновательный аспект и правда может мотивировать школьника учиться лучше, но не вредит ли это ребенку? Вместе с Гаянэ Симонян, руководителем департамента разработки олимпиад Учи.ру, разбираемся, как правильно вдохновлять ребенка на учебный процесс и как помочь ему, если он вдруг проиграл в школьной олимпиаде. Соревновательность и ее связь с мотивацией Соревновательность — это присутствие конкуренции между детьми. Во времена первобытных людей соперничество играло жизненно важную роль: если ты слаб и неловок, то не успеешь первым насытиться или убежать от дикого зверя. Остаться в живых — сильная внутренняя мотивация. У современных детей такой проблемы нет, зато есть вдоволь еды, игрушек и гаджетов, а в доме всегда тепло.Единственная забота ребенка — учиться в школе, но в тепличных условиях ему сложно проявить себя.Поэтому атмосферу соперничества приходится создавать искусственно. Спортивные состязания и учебные олимпиады помогают ребенку развиваться и мотивируют его быть лучше и сильнее сверстников. Но мотивация тоже бывает разная. Если родители пообещали школьнику модный смартфон за пятерку по математике — это внешняя мотивация, часто слабая и неустойчивая. Психологи доказали, что поощрение ребенка подарками лишает его чистой радости от собственных достижений в учебе. А вот если школьнику нравится решать сложные квадратные уравнения просто потому, что ему они интересны — это внутренняя сильная мотивация. Соревновательный момент тоже может выступать мотивацией к учебе, но здесь есть свои нюансы. Например, нередки ситуации, когда детская победа в олимпиаде или конкурсе на самом деле является предметом нездоровой конкуренции между взрослыми: родителями или учителями.Эмоциональная мотивация Соревновательность сама по себе хороша, если ученик получает от нее удовольствие, при этом развивает настойчивость, целеполагание, силу воли и стремление учиться дальше. Неправильные факторы мотивации — когда ребенок участвует в олимпиадах только ради чувства превосходства над сверстниками или чтобы не расстроить родителей. Эмоциональная составляющая тоже может служить мотивацией.Но если при этом ребенок не получает удовольствие от самого процесса подготовки и участия в олимпиаде, это повод подумать об этой ситуации. Сами по себе яркие эмоции во время соревнований, вне зависимости от того, положительные они или отрицательные — нормальное явление. Если рядом присутствуют взрослые, которые поддержат, похвалят или успокоят, беспокоиться не стоит.Возможный негативный эффект эмоциональной мотивации в том, что чрезмерные переживания ученика в период олимпиад могут переходить в постоянные напряженность и стресс. Как результат — ребенок будет чувствовать себя подавленным, неудовлетворенным своими усилиями. Он может потерять нормальный сон и аппетит. Дальнейшие победы или поражения могут нарушить психоэмоциональный баланс школьника на долгое время. Если ребенок победил Желанием быть лучшим часто обладают будущие бизнесмены и карьеристы. Мотивация на победу позволяет школьнику совершенствовать навыки коммуникаций, самоорганизацию, планирование и системное мышление.А вот если юный победитель насмехается над неудачами проигравших, злорадствует, чувствуя собственное превосходство, это повод для родителей пересмотреть систему воспитания, проанализировать причины формирования такой завышенной самооценки у вашего чада.Если ребенок проиграл Уметь проигрывать такой же важный навык, как и стремление к победе. Достойно проигрывать может только человек с развитыми социальными навыками. Родители часто забывают о пользе периодических поражений для ребенка, стараясь избегать их всеми силами. И правда, мало какой школьник способен с достоинством признать себя побежденным. Чаще всего он получает целый букет негативных эмоций — злость, обиду и раздражение. В семейном кругу проигравшего ребенка могут быстро увести от этого состояния, например, отвлекая сладостями или игрушками. Но во взрослой жизни такого не бывает, поэтому лучше с самого раннего детства давать малышу проживать эти эмоции по-настоящему, от начала и до конца. Конечно, не стоит забывать о вашей поддержке. Если вы видите, что ваш ребенок расстроен, обнимите его, посочувствуйте ему, расскажите какую-то подобную историю из своего детства и о том, что они чувствовали в аналогичный момент. Из всей этой ситуации ребенок должен вынести выводы: ● Проигрывать — нормально. ● Это случается нередко. ● Он не стал хуже только оттого, что проиграл.Польза олимпиадных соревнований Олимпиада — это учебное соревнование между школьниками, в котором дети демонстрируют свои знания по выбранному предмету. Во время подготовки к ней ребята учатся анализировать информацию, ставить перед собой цели, тренировать силу воли, стрессоустойчивость, нестандартное мышление и когнитивные навыки.Если школьник в течении года принимает участие не в одной олимпиаде, а в нескольких, то он не только запоминает большое количество информации по учебной программе, но и развивает полезные навыки, которые остаются с ним на всю жизнь. Олимпиада оказывает крайне полезное влияние на ребенка даже в том случае, если он не оказался в числе победителей, приобретенные умения будут служить опорой в будущем. Во время участия в «Олимпийских играх на Учи.ру» ребенок развивает не только знания о математике, окружающем мире, русском и английском языках, но и soft skills — логику, креативное мышление, умение делать выводы, внимательность. Испытать свои силы в этой бесплатной онлайн-олимпиаде могут все школьники с 1 по 9 класс. Польза от интеллектуальных соревнований возрастает в разы, если они проходят в атмосфере здорового соперничества.Преподнести урок правильной соревновательности можно только личным примером. Возможно, придется не раз объяснить ребенку, как правильно проигрывать, выигрывать и относиться к сопернику.Что делать родителям Для того,чтобы ученик научился принципам здоровой конкуренции, родителям сначала нужно разобраться в собственном отношении к соревнованиям, подумать над своей системой ценностей. Если у вас нет гордыни, злорадства, чувства превосходства над соперниками, то опыт можно передавать ребенку. В противном случае нужно поработать над собой и лишь потом наставлять вашего ученика. Родительская поддержка нужна для школьника на всех этапах подготовки к соревнованиям и после них. Олимпиады часто вызывают серьезную эмоциональную встряску, поэтому важно быть рядом с ребенком, помогая справиться со стрессом и негативными эмоциями. Проигравшего школьника нельзя игнорировать или ругать.Совокупность реакций взрослых формирует самооценку ребенка. Важно не перегнуть палку с завышенными ожиданиями или наоборот, заниженной планкой, а также поддерживать школьника во всех его начинаниях и хвалить за усердие. Фото: Depositphotos Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «В Контакте» и «Одноклассниках»!