Педагог Светлана Пятницкая рассказывает «Летидору», в какие развивающие игры поиграть на прогулке с детьми от 1 до 3-х лет. Благотворное влияние прогулок на свежем воздухе на детский организм у современных родителей не вызывает сомнений. Чтобы весело и с пользой провести с ребенком несколько часов в парке, достаточно воспользоваться дарами природы и проявить немного фантазии. К тому же осень предоставляет для этого все возможности: природа дарит праздничное убранство деревьев, шишки, каштаны и другие радости, которые лежат под ногами. Игры с камнями Малышам нравится собирать камни и припрятывать их в карманы одежды. Заметив такой интерес, обращайте внимание на свойства камней: их цвет, форму, величину. Предложите «взвесить» находки, положив на каждую ладошку по камню. Задайте вопросы: «Какой из них тяжелее, а какой — легче? Какой из них большой, а какой — маленький?». Из небольших камешков можно выкладывать фигуры животных или «рисовать» знакомые предметы. Такие игры учат ребенка наблюдательности и размышлению над своими действиями. Игры с деревьями Предлагайте крохе время от времени гладить кору деревьев, растущих в вашем дворе. Для этого возьмите малыша на руки (занятие подходит для детей от 6-7 месяцев), обхватите его ладонь своею, проведите ручкой по стволу. Озвучивайте, какая кора на ощупь. Постепенно малыш заметит, что у берёзы ствол в некоторых местах гладкий, в некоторых — шершавый, а у дуба — морщинистый, шероховатый, молодые деревья можно обхватить одной рукой, а старые — только двумя. Аналогично можно знакомить детей с хвойными деревьями. Предложите им аккуратно дотронуться до пушистых и колких лап зелёных красавиц. Проговаривайте, что у ели хвоинки короткие, колкие и расположены часто, а у сосны они длиннее и реже. Лапы туи покрыты чешуйками, они шершавые, но не колются так, как у ели и сосны. У ели шишки продолговатые и овальные, а у сосны — шарообразные и мелкие. Школьная форма: зачем она нужнаИгры с листвой Дети с любопытством и готовностью принимают участие в сборе опавшей листвы. Рассматривайте листья, из которых вы будете плести яркий пышный венок: они упругие и слегка скользкие на ощупь. Листья, которые долго лежат на земле, подсыхают при тёплой погоде, скукоживаются, скручиваются, сохнут. Частые проговаривания очевидных для взрослых свойств окружающего мира обогащают словарь ребёнка, делают его речь образной и благозвучной. Когда ребенок умеет различать листья деревьев (обычно это происходит ближе к 3-м годам), можно предложить ему игру «Раз, два, три — под это дерево беги». Взрослый показывает поочерёдно листья клёна, осины, рябины, дуба, берёзы, произносит слова, а малыш бежит под дерево, лист которого он увидел в руке взрослого. Аналогично можно поиграть в игру «С чьей ветки детки?», демонстрируя ребёнку жёлудь, кисть рябины, шишку, «носик» клёна, каштан. А если вы гуляете в компании других маленьких непосед, игра станет весёлым развлечением. Игры с шишками Сбор шишек под хвойными деревьями обычно приводит детей в восторг. Собирайте вместе с малышом шишки (также можно представить, что это «грибы») в вёдра, предложив игры «Кто быстрее?», «Кто больше?». Сортируйте их по величине и форме: в одно ведро — сосновые, в другое — еловые; в одно — маленькие, в другое — большие. Разделитесь на две команды: дети собирают еловые шишки, а взрослые — сосновые. Поставьте ведро на землю на расстоянии нескольких шагов от ребенка и поиграйте в игру «Самый меткий». Чтобы восстановить силы после состязания на меткость, предложите составить из шишек разные геометрические фигуры. Круг, квадрат, треугольник вполне доступны для детей-трёхлеток. Роды с доулой или история о том, когда нужна поддержкаИгры с воздухом Воздух для маленького ребёнка невидим и практически не ощущается, поэтому непонятен. Исходя из этого, обращайте внимание малыша на предметы, которые шевелятся от его силы (ветки на деревьях, трава на земле, бельё на верёвках, волосы людей). Детям очень нравится наблюдать за ветряной вертушкой, которую приводит в движение ветер. В ветреную погоду вертушка будет крутиться сама, а в тихую ребёнок сможет запустить движение с помощью бега, создавая ветер самостоятельно. Игры с песком Любимая игра всех малышей — в песочнице. До наступления сильных заморозков игры с песком вполне можно практиковать. Лепите с малышом куличики. Комментируйте действия ребёнка: хорошие куличи получаются из влажного песка, потому что он лепится, сохраняет форму различных формочек, прилипает к совочку. Из сухого песка куличики рассыпаются, не получаются, потому что он сыпучий. Зато его можно просеивать, сортируя песчинки от камешков в разные вёдра. Наполните пустую пластиковую бутылочку или другую ёмкость с небольшим отверстием сухим песком и «порисуйте» его струйкой на покрытии детской площадки. Изображайте простые рисунки знакомых детям фигур: солнышка, гриба, цветка. Узнавание получившегося изображения приносит им несказанную радость. После игр возьмите щёточку или охапку опавших веточек и соберите песок обратно в песочницу. Это воспитывает уважение и заботливое отношение к чужому труду. Все игры, которые вы придумываете прямо на прогулке, направлены на развитие любознательности, а также на тренировку мелкой и общей моторики. Кроме того, вы помогаете малышу осваиваться в пространстве, и он видит в вас надежного помощника и друга.