Узнайте, что на самом деле происходит с мозгом женщины после рождения ребенка. 26 ноября состоялась самая крупная в России образовательная онлайн-конференция для женщин, которые совмещают материнство и карьеру, — SelfMama Forum 2017. В рамках конференции прошла лекция основателя когнитивной академии Coga Марии Никоновой «Материнство — лучшее время для развития. Как материнство влияет на развитие мозга женщины». Мы послушали лекцию и делимся самыми интересными тезисами спикера.О стереотипе «все женщины после родов глупеют» Есть мнение, что женщина, родившая ребенка, жертвует ему часть своего интеллекта. Такие выводы позволяют сделать поведенческие эксперименты, в которых мамам в течение первых двух суток с момента родов предлагали решить разные когнитивные задачки по типу задачек на IQ и фиксировали низкие результаты. До родов эти же женщины лучше справлялись с аналогичными заданиями. Если изучить проблему более подробно, мы поймем, почему так происходит и почему не стоит всецело полагаться на такие исследования. Дело в том, что женщина в первые дни после родов находится в стрессе. Стресс не обязательно связан с чем-то плохим, просто маме нужно адаптироваться к новым обстоятельствам, выспаться, и тогда она войдет в колею. Кроме того, стереотип о том, что «женщины глупеют после родов», идет из другого клише: женщина и мужчина обладают разным интеллектуальным потенциалом.Тем не менее второй стереотип до сих пор крепко сидит в наших головах. Это показывает эксперимент, который провели психологи Йельского университета в 2012 году. Они предложили группе студентов ознакомиться с двумя резюме. Они были абсолютно одинаковыми и отличались только тем, что первое принадлежало мужчине, а второе — женщине. У фокус-группы спросили, кто из двух сотрудников лучше справится с предлагаемой позицией. Студенты посчитали, что мужчина более компетентен и скорее справится с предлагаемой позицией. Любопытно, что в группе опрашиваемых были и женщины, и мужчины. Есть еще один наглядный пример, который демонстрирует общественные стереотипы в отношении беременных женщин. Респондентам демонстрировали две видеозаписи, по которым нужно было оценить компетентность сотрудников. В обоих роликах показывали менеджеров, которые принимали звонки, подписывали бумаги и занимались другой офисной работой. Только в первом случае роль менеджера выполняла обычная женщина, а во втором — беременная. Нетрудно догадаться, что большинство респондентов посчитали, что женщина «в положении» выполняет свою работу хуже.Впервые этот эффект описал психолог Роберт Розенталь, который столкнулся с ним на любопытном примере. Розенталь предложил группам студентов провести эксперимент — научить мышей проходить лабиринт. Каждая группа студентов получила абсолютно одинаковых мышей. Только первой команде ученый сообщил, что их мыши принадлежат к селективной быстро обучаемой породе, а другой — что они получили для исследования совершенно обычных мышей. И вот чудо: «селективные» мыши стали проходить лабиринты быстрее, хотя они ничем не отличались от мышей во второй группе. Дальше Розенталь провел серию схожих экспериментов с людьми. Он отправил в школу психологов, которые в произвольном порядке выбрали нескольких детей и сообщили педагогам, что эти ребята необычайно талантливы и многого добьются. Через полгода они вернулись в школу и обнаружили, что успеваемость этих ребят действительно улучшилась, в первую очередь потому что учитель стал подсознательно лучше относиться к ним. Этот же эффект можно применить к женщинам после родов.Что на самом деле происходит с мозгом женщины после родов Мы давно знаем о нейропластичности мозга и о том, что под воздействием нового опыта наш мозг способен меняться. Британские ученые провели на лондонских таксистах эксперимент и выяснили, насколько сильно наши занятия отражаются на развитии мозга. Известно, что таксисты в Лондоне ездят без навигатора. Они должны знать город, быстро выстраивать в голове сложные маршруты и оперативно реагировать на трафик. Для исследования пригласили три группы людей. Первая — непосредственно лондонские таксисты, вторая — таксисты, которые ранее не работали в городе, и третья — люди, которые умеют водить машину, но не являются таксистами. Первая группа показала, что хорошо ориентируется в городе, и сдала экзамен, вторая и третья — не смогли продемонстрировать такой же результат и провалили тест. Исследователи пришли к заключению, что у таксистов, которые ориентировались в городе, увеличен гиппокамп — часть мозга, отвечающая за пространственное мышление. У остальных участников эксперимента таких изменений не наблюдалось.Он меняется под воздействием внутренних биологических процессов, а также нового опыта, который мы приобретаем с появлением младенца. Журналист, лауреат Пулитцеровской премии Кэтрин Эллисон в книге «Мамин интеллект. Как рождение детей делает нас умнее» обобщила десятки научных исследований о развитии мозга женщины и понятным языком описала, что происходит с мозгом молодой мамы. Если коротко, то после родов у женщины улучшается восприятие (оно стало многоканальным, появилась возможность слушать и слышать нескольких людей одновременно), эффективность, эмоциональный интеллект, выносливость. Все эти качества пригодятся женщине не только для того, чтобы настраивать быт и растить детей. При желании их можно перенаправить в профессиональную сферу. Эмоциональный интеллект поможет лучше понимать деловых партнеров и быстрее с ними договариваться, умение решать несколько задач поможет эффективно распределить время, расставить приоритеты. Главное – абстрагироваться от стереотипов, постараться по возможности высыпаться, верить в себя и быть открытой для нового опыта! Фото: Shutterstock.com