Почему школьникам необходимы уроки медитации
Поставить школьника в угол, выгнать из класса или посадить за отдельную парту — универсальное решение всех конфликтов на уроке. Учителю важно привести ребёнка в чувства и эти способы подходят как нельзя лучше.
Считается, что провинившийся должен осознать свою вину. А как он её осознает? Только в угнетении и одиночестве. Нашкодил — марш в угол или за дверь.
Что происходит в этот момент с ребенком? Он обижен, злится, ругает про себя учителя и уж точно не думает о своём проступке. Как только наказание снимут, он притворится, что осознал свою вину и скажет дежурное «извиитебольшенебуду». Но вот беда, уже через несколько дней этого ученика опять поймают на шкодничестве.
В чём же дело? Неужели воспитательные меры не подействовали? Неужели они вызвали лишь новую волну агрессии?
Про медитацию вместо привычных наказаний
В одной из начальных школ города Балтимор (Baltimore's Robert W. Coleman Elementary, США, Мэриленд) типичные наказания заменили медитацией.
Дети, которые дерутся, грубят, мешают вести урок, отправляются в специальную комнату для медитации.
Там они успокаиваются и приходят в равновесие с помощью дыхательных упражнений и йоги, а затем некоторое время обсуждают свои «ошибки» со «смотрителем комнаты». Обычно это психолог или тьютор.
В организации такой комнаты школе помог фонда Holistic Life Foundation (HLF) — некоммерческая организация, которая пропагандирует здоровый образ жизни среди детей и взрослых.
«У некоторых детей есть проблемы с управлением гневом. И в последнее время их всё больше», — говорит один из основателей фонда Карлиллиан Томпсон, — «Программа, которую мы распространяем в школах, учит детей расслабляться. И вместо того, чтобы злиться и выпускать пар в классе, они медитируют и перенаправляют свой гнев в мирное русло».
Эксперимент с комнатой удался. Она работает больше года, и в школе в разы уменьшились конфликты между учениками, учителями.
Дети стали меньше драться, больше учиться. У них повысились способности к самоорганизации и концентрации.
Удачный опыт решили перенять другие школы Балтимора. В городе появляются всё новые комнаты для медитации, так как фонд Holistic Life Foundation не собирается останавливаться на достигнутом.
Про три правила осознанности
Чтобы родителям было проще принять и понять идею медитации, преподаватели фонда поделились с ними тремя важными правилами осознанности, которые помогут добиться хороших результатов в управлении своими эмоциями и временем:
- Учитесь делать перерывы. Поощряйте ребёнка, когда он делает паузу во время выполнения домашней работы или в другой стрессовой ситуации.
Нужно сделать глубокий вход и успокоиться в течение трёх-пяти минут. Для этого важно сосредоточиться на дыхании и послушать его пару минут.
Через небольшое время можно браться за работу с новыми силами!
Практикуйте осознанность во время повседневных занятий. Таких как прогулка, приём пищи, занятия в художественной студии… Учите детей находиться в настоящем моменте.
Практикуйте осознанность сами и рассказывайте о своих ощущениях ребёнку.
Несколько раз в день закройте глаза, услышьте своё дыхание, мысли и тело. Делайте это с уважением, добротой и желанием понять себя. Расскажите об этом ребёнку.
Такие ежедневные короткие, но регулярные практики помогут ребёнку с лёгкостью выходить из школьных конфликтов, адаптироваться в новых ситуациях. Проверено начальной школой в Балтиморе (Baltimore's Robert W. Coleman Elementary school).
Фото: Instagram @holisticlifefoundation.