Почему ребёнка нужно учить читать и писать одновременно
Психолог и логопед проекта «Профориентация для школьников "Кем стать"» Валентина Сорока объясняет, почему так важно учить ребёнка письму и чтению параллельно.
Большинство родителей, которые приходят на консультацию логопеда, считают, что умение читать относится к устной речи, а умение писать связано с речью письменной. На самом деле в понятие «письменная речь» входит и чтение, и письмо. Они очень тесно между собой связаны.
Чтобы ребенок получил полное представление о речи, он должен услышать звук, увидеть, какой буквой он обозначается на письме, и написать эту букву. Затем научиться соединять буквы в слоги, слоги — в слова. И наконец — прочитать то, что он сам написал.
Для нас с вами письмо не кажется чем-то сложным. Взяли ручку — и написали, и никто никогда не задумывается, как происходит этот процесс.
Для детей буква со множеством элементов, которые по-разному располагаются в пространстве, — космос.
Представьте, что происходит за доли секунды:
Ребенок слышит звук;
Он должен отличить его от других;
Вспомнить, какой буквой он обозначается;
Вспомнить, как она пишется (то есть перевести звуковой сигнал в графический символ);
Синхронизировать действие мышц руки (крупная и мелкая моторика) для написания буквы.
Всего одной буквы!
В процессе этой работы задействованы зрительный, слуховой, тактильный и тактильно-вибрационный анализаторы.
Активизируются:
• мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
• зрительная, слуховая и механическая память;
• зрительное слуховое и тактильное восприятие;
• внимание.
То есть — все познавательные функции.
Нужно ли говорить о том, как влияет развитие памяти, внимания, мышления на успешность школьного обучения?! Поэтому к обучению нужно подходить ответственно.
Хорошо, когда этим занимаются профессиональные педагоги, но если вы сами решили учить ребенка читать и писать, то постарайтесь избежать нескольких распространённых ошибок.
Три основные ошибки при обучении чтению и письму
1. Родители учат с детьми название букв, а не звуков
Называйте звук (буква «л», а не «эль»; буква «т», а не «тэ» и так далее). Так вы научите ребенка правильно слышать звук и отличать его от других. А это основа для будущего правильного чтения и грамотного письма.
2. Родители не акцентируют внимание, если ребёнок читает слово побуквенно
Думают, что так и должно быть. Неправильно, когда ребенок читает М. А. М. А. Правильно — МАМА.
Учите детей сливать буквы в слоги, а слоги объединять в слова (МА-МА — МАМА).
3. Родители учат детей писать не печатными, а прописными буквами
Правильно — учить писать только печатными буквами. В возрасте 5-6 лет у детей ещё не так развита мелкая моторика, чтобы выводить красивые прописные элементы. А письменные буквы ребёнка научит писать учитель в школе.
Помните: учить легче, чем переучивать.
И если вы не уверены в своих силах, лучше хотя бы проконсультироваться у специалиста.
Статья опубликована на канале Letidor.ru в Яндекс.Дзен.
Фото: Shutterstock.com