Рассказываем про унижения, которые приходилось и приходится испытывать ученикам от учителей по всему миру. Более 50% учителей в Афганистане 10 лет назад полагали, что телесное наказание — прекрасный способ воспитания детей. Однако после юридического запрета побоев в 2008 году им пришлось изучать другие способы воздействия на учеников. Исследование о насилии над детьми в Албании, в котором приняли участие 92 преподавателя из двух школ и трех детских садов, показало: 30% педагогов считает, что бить детей «полезно для их же блага». 21% сказали, что если не ударить ребёнка, он выйдет из-под контроля. Правда, большинство из этих педагогов согласились с тем, что наказания не сделают из ребёнка достойного человека и надо что-то менять… Ещё 100-200 лет назад во многих теперь уже цивилизованных странах телесные наказания считались обычным явлением.Русский врач и этнограф Николай Жбанков в статье «О телесных наказаниях в начальной школе» писал, что в разных гимназиях телесным наказаниям подвергалось от 1/7 до половины всех учащихся. Взрослые и власть имущие злоупотребляли полномочиями, издевались над подопечными, разве что не забивая их до смерти. Он описывает случай жестокости в кадетском корпусе, получивший огласку: «Один воспитатель З-н, рассердившись на кадетов, собрал их и, желая якобы узнать, как они скоро разденутся и оденутся, приказал им раздеться донага, стоя в строю, схватил подтяжки и начал бить всех направо и налево. Зал был заперт, кадетам некуда было спастись… и только вдоволь натешившись избиением, З-н приказал им снова одеться, пропеть молитву и ложиться спать». Помимо побоев розгами и плетьми, распространённым наказанием было отодрать ребёнка за уши. «В Юрьеве, Владимирской губ., учитель из семинаристов рвал ученикам уши, — пишет Жбанков, — даже до крови, бил их линейкой; одного так ударил, что он без шапки убежал домой в село». В журнале «Врач» было опубликовано сообщение о том, что в авлабарском городском училище учитель пения ударил ученика смычком по голове, пробив мальчику все мягкие ткани черепа.Один из находчивых педагогов (писал «Смоленский вестник» от 1902 года) устроил двум мальчикам-воришкам травлю от других учеников. Он заставил мальчиков пройти между рядами учеников, и каждый из школьников должен был плюнуть им в глаза, приговаривая «воры, воры».Избиение крапивой, щипки с вывертом, побои предметами, которые попадутся под руку, — фантазия школьных работников не знала границ. После таких воспитательных мер дети теряли зрение, слух, кто-то и вовсе лишался ума. Учителя попадали под суд, но детям уже никто не мог вернуть здоровье. Обыкновенным делом считалось оставить школьника без обеда или в воспитательных целях два раза стукнуть по рукам линейкой.В Швейцарии, например, был целый свод правил — кого, чем и за какие наказания сечь. Постепенно Европа отказалась от таких мер воспитания. Первой от насилия над учениками отказалась Польша (1783), затем Нидерланды (1920), Италия (1928). А вот Германия официально признала наказания незаконными только в 1993 году. В России педагогическое сообщество взяло официальный курс против любых насильственных мер в отношении детей после революции 1917 года. Однако, как показывает исследование организации «Глобальная инициатива по прекращению телесных наказаний детей» (Global Initiative to End All Corporal Punishment of Children), в некоторых странах учеников школ до сих пор унижают, несмотря на запреты государства. Так, в Индии учитель в ярости может наброситься на ученика с кулаками. Хотя это не самое страшное, учитывая, что ещё 20 лет назад учеников за провинности (не сделал домашнюю работу, опоздал на урок) заставляли присесть, пропустить руки под коленями и взяться за мочки ушей. Этот вид наказания называется мурга.В Сингапуре и в Южной Корее телесные наказания законны (в первой стране — только для мальчиков) и применяются в качестве дисциплинарной меры.В Саудовской Аравии также не запрещены телесные наказания. Министерство образования даже ввело штрафы, которые должны заставить учителей поумерить пыл. До сих пор детей бьют во многих странах Африки и Азии. Известно, что в Бангладеш в последние годы дети просто отказываются ходить в школу, когда учитель поднимает на них руку. В Кении учеников бьют плетью, в Камбодже могут заставить ребёнка съесть очень острый перец чили. Удивительно, что в наше цивилизованное время некоторые учителя выбирают среди доступных дисциплинарных мер именно телесные наказания. Хуже всего — что это происходит с одобрения или молчаливого согласия родителей, в которых природой заложено любить и защищать своего ребёнка. Фото: Shutterstock.com