Новый дизайн школы: норвежский опыт в Питере
Новый дизайн школы: норвежский опыт в Питере
Каким хотят видеть здание школы учителя, ученики и родители? В поисках ответа на эти вопросы международная команда архитекторов, дизайнеров, художников и социологов сталкивается вовсе не с проблемами «эстетики». Проект «Дизайнерская платформа», который реализуется в типовой петербургской школе № 53, уже сейчас показывает: думать про дизайн во время образовательной реформы – не роскошь, а как раз один из способов преодоления проблем «стандартизированного» мышления и возможность совместными усилиями школьного сообщества выработать новые подходы к обучению.
На первом снимке – школа 53 Приморского района Санкт-Петербурга. На втором – Gjerdrum Secondary School, Норвегия.
Примеры Норвегии
«Эта стена пустая внутри, не несущая. Можно вставить в неё стеклянные панели. И тогда дневной свет через окна в классах попадёт также и в коридоры. Это будет не очень дорого. При этом звуки из коридора попадать в класс не будут», — дизайнер Михаил Комаров и архитектор Расмус Йоргенсон «ощупывают» зелёные стены в школе №53 Приморского района Санкт-Петерубрга.
Расмус проектирует современные школы в Норвегии и других странах Европы (именитая архитектурная студия Kjark). У Михаила – дизайн-студия «Ambito» в Калининграде.
«Мы не сможем это согласовать!» – качает головой завуч Алёна Максимова, но говорит, что сама была бы не против «света» и «прозрачных панелей» в стенах.
Расмус протягивает завучу Алёне Олеговне каталог. На страницах — фотографии школ, в которых есть «внутренние дворы» для безопасных прогулок, эти же дворы могут быть продолжением столовой – на улице стоят столики, чтобы в тёплое время года поесть на свежем воздухе.
«Как нам не хватает такого внутреннего двора!», — разводит руками завуч.
Для школы №53 двор – самый больной вопрос. Здание школы «зажато» между оживлённой проезжей частью с одной стороны и железной дорогой с другой стороны. И хотя формально пришкольная территория есть – проводить там уроки, а уж тем более выпускать детей на переменах нет никакой возможности из соображений элементарной безопасности. Площадка для игры в футбол и занятий спортом находится вообще за территорией школы. Кстати, это первое и самое частое пожелание детей во время опросов: «Мы хотим выходить на улицу на перемене!».
Задний двор школы №53
Столовая в школе 53 совмещена с актовым залом: возле сцены с воздушными шариками и театральной ширмой – «окно раздачи», огромные кастрюли и столы для использованной посуды. У противоположной стены – прилавок и касса, где всегда очередь. Это самое большое помещение, но и сюда входит только 100-150 детей, а всего в школе – 500 учеников.
Здание школы Gjerdrum Secondary School, Норвегия.
Разноцветные стеклянные боксы – это мини-аудитории. Внутренний двор Gjerdrum Secondary School.
Игровые комнаты, они же – комнаты отдыха и «турники» для физической активности, внутри здания школы Råholt Secondary school. В этих игровых «гаражах» дети могут уединиться во время перемены: забраться на верхнюю полку почитать книгу, например.
Råholt Secondary school. Из столовой можно выйти во внутренний двор.
Råholt Secondary school спланирована так, что вместе с переходами из корпуса в корпус – это максимально единое пространство «без границ», но с помещениями разного типа.