Опубликовано 01 мая 2017, 10:00

Не поступайте вашего ребенка в вуз – пусть поступает САМ

Наш колумнист Наталья Манежева не советует родителям подставлять ребенку себя в качестве костыля при выборе вуза. И вот почему.
Не поступайте вашего ребенка в вуз – пусть поступает САМ

Специалист по подбору руководящих кадров и эксперт по профориентации Наталья Манежева в своей первой колонке объясняла, почему в современном мире знание должно идти бок о бок с практикой. В своем новом посте она рассуждает о том, как выбрать вуз и не пожалеть, и иллюстрирует свои рассуждения личной историей.

Ваш ребенок вот-вот будет поступать. И вся семья напряжена по этому поводу. Многие родители так и говорят спустя какое-то время: «В прошлом году мы всей семьей поступали в институт...». Потом пройдет несколько лет. Половина студентов расстроит своих родителей тем, что перестанет учиться, охладеет к институту, да и с 1 курса большая часть разочаровывается. Получается, мы вроде бы помогаем детям с поступлением, а оно им не нужно.

Более 55%, а то и больше считают, что сделали ошибку.

Постарайтесь как можно больше перед поступлением окунуть свое чадо в ту среду, в которой он предположительно будет учиться. Посмотрите за реакцией. Если тухловато, результат на лицо: минимальная вероятность, что дальше ребенок загорится учебой и не пожалеет.

Можно отвести будущего студента на консультацию по самоопределению. При этом учтите, что в жизни не так важно, кем быть. Важнее – каким быть!

Представьте себе, что ваш ребенок хочет стать врачом и поступить в медвуз. Спросите его: «Каким должен быть настоящий врач?». Если он скажет: «Много денег зарабатывать, клиентов много иметь, быть важным таким...», то он явно перепутал медицину и менеджмент. Пусть идет на финансиста-менеджера учиться.

Если скажет: «Настоящий лечащий врач должен любить людей, быть бескорыстным, всегда приходить на помощь, быть открытым, сердечным, сострадающим», тогда, похоже, ему уже не нужно определяться с выбором. Очевидно, что перед вами почти на 100% врач, а не кто-то другой. Пусть, не раздумывая, поступает в медвуз.

И так можно сделать с каждым вузом. Задайте правильные вопросы.

Гарантии о том, что выбор был правильным, никто, понимаете, НИКТО не даст.

Только её величество Жизнь. Только время, которое пройдет, и окажется, что человек действительно «попал в десятку».

И еще. Как только станет возможно, пусть ваш студент идет работать по выбранной профессии. Не в палатку торговать, если пошел доктора, не курьером, если пошел на физфак, не в няньках сидеть, если пошел на экономику... А прям по профессии: санитаром, медицинским работником, лаборантом в физлабораторию, экономические тексты редактировать или ассистентом-исследователем на кафедру экономики. Пусть за 2 копейки.

Главное – чтобы будущую СУТЬ своей профессии начал пропускать через руки и сердце.

И посмотрел: моё? не моё? получается у меня здесь отдавать? Работа – это ведь место для отдачи.

Со мной была удивительная история с поступлением. Можно сказать, невероятная.

С 9 класса школы меня прозвали Софьей Ковалевской. Трехзначные числа я легко умножала в уме. Математику обожала. Физику не очень понимала. Хотя 2 школы – физмат и английскую спецшколу закончила с отличием. Думала стать техническим переводчиком. Эта мысль долго грела мне душу.

Я с детства читала книжки «Преподавание математики на английском языке».

Но сейчас я понимаю, что это была мысль, привитая мне в голову моей мамой в детстве.

Не поступайте вашего ребенка в вуз – пусть поступает САМ

В 9 классе я пошла в вечернюю физмат-школу при МИФИ. Училась на 100%, с полной отдачей, вовлеченно. Вопросов, куда поступать, у меня не было. Конечно, только в МИФИ. Нас туда брали с 1 экзаменом. Мой отец был против: «Станешь физиком-ядерщиком, они все облысевают, их всех на реакторы работать отправляют...» И все в таком роде... Но я не послушала отца. Я была абсолютно уверена, что поступлю.

Математику сдала не на 10 баллов, так что пришлось сдавать еще и физику.

Прихожу сдавать физику, задачи не решаю, а экзаменатор смотрит на меня и говорит: «Ладно, глаза у вас умные, поставлю Вам 4. Хотя... Милая барышня...» Ставит 4.

Понимаю в этот момент, что мне просто жизнь УЛЫБАЕТСЯ.

Понимаете, вот прям именно так – улыбается жизнь мне и всё тут. То есть мне открывается туда дорога.

Поступаю. Выбираю кафедру методом научного тыка по принципу: «Где меньше физики, и куда идут девочки...». Оказываюсь на кафедре системного анализа. Пошла спрашивать по вузу: «А кто знает, что это за область такая?» Никто мне ничего не говорит, а Интернета тогда не было. Завкафедрой говорит: «Многие выпускники нашу кафедру заканчивают и к концу учебы так и не понимают, что такое системный анализ. И вы не поймете, и не пытайтесь, девушка...».

Готовлюсь поступать в английскую спецгруппу. Прихожу сдавать экзамены, а там поступают 30 парней и 2 девчонки. Я и вторая Наташа, у которой мама – учитель английского, и она английский знает великолепно.

Принимает экзамены Клементьева, автор продвинутых учебников по английскому.

Сдаем блестяще, практически единственные. Приходим с ней через несколько дней смотреть вывешенные списки поступивших, и обе с ней в слёзы. Все парни ДО ЕДИНОГО прошли, в том числе и те, кто вообще «ни бе, ни ме», а мы с Натальей не поступили. То есть вообще только мы вдвоем не поступили.

Я плачу, договариваемся с ней на следующий день забирать документы из МИФИ, уходить. Но тут меня останавливает подруга: «Ты что, идиотка что ли, зря 2 года в физматшколе училась? Ну-ка выброси эту дурь из головы, успеешь еще отчислиться». Спасибо ей, Вере Варской. Я осталась.

А через полгода, мой одногруппник поучился в этой самой английской спецгруппе и перевел на уроке физические тексты на русский, я была в ужасе от того, что я НИЧЕГО не понимаю ДАЖЕ по-русски! Ни одного слова! Тем более, по-английски...

И тут-то я поняла: слава Богу, что меня отвело от этой спецгруппы.

Не поступайте вашего ребенка в вуз – пусть поступает САМ

А дальше меня жутко втянуло в математику и программирование! И я пошла работать с конца первого курса программистом. Пять курсов пролетело просто как мгновенье. Потому что я работала параллельно и по специальности, и нет: на жизнь зарабатывала, так как жила одна с 12 лет.

После вуза я прихожу поступать на свою первую работу – в Сообщество финансовых телекоммуникаций. Прохожу собеседование, на котором мне ничего не говорили, как партизаны, про суть самой работы. Выбирают между мной и мехматовцем и берут меня. Прихожу в первый день на работу и спрашиваю: «А как моя работа будет называться? Что я делать-то буду?». А мне мой будущий начальник и говорит: «Наталья, вы будете системным аналитиком».

Теперь, когда я прошла многое в бизнесе и в консалтинге и стала человеком, который консультирует людей и компании по устойчивому развитию, я понимаю, что мне для моей работы нужны всего 2 вещи. Это любовь к людям (видно, я с ней в мир уже пришла) и системный анализ (видение целого и понимание закономерностей).

Я не мечтала о консалтинге. Честно. Никогда.

Никогда не мечтала о системном анализе, но я счастлива в нем божественно.

Вот как же дорогое мироздание так меня привело: вуз я не бросила, наобум выбрала то, что нужно на 100% и убедилась быстро, что это моя профессия.

И если вы вспомните свои истории, то увидите, как мир раскрывает людям двери в те возможности, которые нужны и как закрывает туда, куда лучше свой нос не совать.

Пусть ваши дети слушают мир. Пусть пытаются попасть всюду, куда только смогут, но за счет своих усилий, а не методом преподнесенного всемогущими родителями «яблочка на блюдечке с золотой каемочкой». И мир им откроет путь. И это будет ИХ собственный путь.

Так что не поступайте ваше дитя в вуз. Пусть поступает САМ.

Не шагайте за него. Не подставляйте ему себя в качестве костыля. Он так и будет в будущем искать костыль, на который опереться. Не вмешивайтесь в его судьбу. И не делайте его слабым, подчеркивая своими усилиями, что он настолько ничего не может в жизни, что без вас не справится. Это путь к беспомощности, апатии и модели «плыть по течению».

Делайте своё дитя сильным, давая ему проявлять свою силу. Это путь в возможности. Путь к мастерству в жизни.