Мнение логопеда: когда нужно начинать изучение иностранного языка

Когда малыш умеет говорить на иностранном языке, это становится поводом для гордости родителей и изумления окружающих. Родители в этом вопросе боятся опоздать, а логопеды и психологи в один голос предупреждают о возможных проблемах.

Когда начинать обучать ребенка иностранному языку? Родители очень часто задают этот вопрос. Согласитесь, как приятно похвастаться в кругу своих знакомых, что шестилетний ребенок изучает английский и немецкий языки, а еще ходит в театральную студию, где разучивают песни на французском... Реакция окружающих может быть разная: одни будут восхищаться, а другие – пожалеют ребенка и с осуждением посмотрят на родителей. Так, когда же стоит приступать к процессу обучения иностранному языку ребенка? И как организовать процесс, чтобы малышу было интересно и не вызвало неприятия к новому и не всегда понятному предмету?

«За» и «Против»

Существует мнение самих родителей, педагогов-преподавателей иностранного языка, психологов, логопедов. Мамы и папы, конечно же, видят своего ребенка, говорящего на нескольких языках. Они уверены в том, что чем раньше начать этот процесс, тем лучше. Стоит отметить, что если вы живете за границей и знание языка необходимо для общения ребенка с окружающими, это правильное решение.

Преподаватели иностранного языка дошкольникам считают, что раннее обучение языку необходимо, потому что малыш чувствует мелодику языка и в дальнейшем, изучая его в школе, у него не возникает неприязни к иностранному языку.

Ну а учителя, обучающие детей языкам, уверены, что результативность этого процесса зависит от того, насколько ребенок успешно владеет родным языком. Ведь система иностранного языка накладывается на систему родного. Другими словами, для иностранного языка нужна прочная база в виде владения родным языком в полном объеме. Это происходит у каждого дошкольника по-разному, и необходимо учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого отдельно взятого ребенка.

Американские ученые установили, что область головного мозга – мозжечок, имеет крошечные отделы, в которых хранится память обо всех языках, существующих на Земле. Пробуждение определенного блока мозжечка ребенка зависит от того, на каком языке с ним начинают говорить окружающие его люди. Данный отдел посылает сигнал к органам речи. Хорошо, если нет нарушений в строении артикуляционного аппарата. Тогда формируется правильное произношение. Если же у малыша есть поражения органов артикуляционного аппарата (короткая подъязычная уздечка, плохо шевелятся губы, и т.д.), головной мозг получает неадекватный сигнал. Связь нарушается.

В таком случае ребенок либо замолкает, либо начинает искажать слова. В этом случае не стоит усложнять ребенку жизнь. И прежде чем отвести дошкольника на занятие иностранным языком, необходимо сперва обратиться за консультацией к логопеду. Специалист протестирует малыша и определит уровень его речевого развития: правильное произношение, словарный запас, грамматический строй соответствующий возрасту. Возможно, такому ребенку, прежде всего, будут необходимы специальные логопедические занятия, а о раннем изучении иностранного языка будет правильнее на время забыть. Если у ребёнка нет грубых нарушений в формировании языковых структур родного языка, преподаватели иностранного языка в большинстве своем считают возраст 4-5 лет оптимальным для начала занятий иностранным языком.

Читайте также:

Мнение логопеда: когда дошкольнику нужна помощь специалиста

Почему логопедические нарушения могут являться препятствием для успешного овладения иностранным языком? Остановимся только на аспектах произношения.

Например, в русском языке есть звуки з, с – глухой и звонкий, а в английском – не только з, с – глухой и звонкий, но и межзубный, свистящий. Этот звук в русском языке считается дефектом. Если у ребенка есть этот дефект, то в английском языке все свистящие звуки он заменит межзубный свистящий (язык между зубов). А это уже искажение не только произношения, но и смысла слова.

Есть мнение ряда специалистов, которые придерживаются другой точки зрения. Они считают, что педагог, занимающийся с дошкольниками, может добиться правильно сформированной речи и в иностранном языке, и в родном, работая с артикуляционным аппаратом. Это возможно, но делать надо это последовательно и начать все-таки с языка родного. В любом случае можно попробовать посещать занятия по иностранному языку в языковом центре для дошкольников. Педагог – профессионал, пообщавшись с ребенком, обязательно сообщит родителям, готов ли малыш «брать» язык или лучше пока его не мучить, подождать годик и заняться родным языком.

Конечно же, пятилетний ребенок идеален для занятий иностранным языком в группе: он обладает достаточным лексическим запасом родного языка и может концентрировать внимание в течение продолжительного времени. При этом желание родителей обучить свою кроху иностранному языку понятно, но не всегда оправдано. Раннее обучение иностранным языкам может привести в дальнейшем в школе к трудностям с родным. Это, в первую очередь, относится к детям с логопедическими дефектами. Под влиянием фонетического ряда незнакомого языка, работа по исправлению этих дефектов может затянуться надолго.

Можно сделать вывод, что мнение: «чем раньше начать обучение иностранным языкам, тем лучше», ошибочно. Логопеды считают, что изучение с 1-го класса двух иностранных языков, так же нецелесообразно. Это может привести к переутомлению и даже полному неприятию предмета. Форму занятий иностранным языком для дошкольника необходимо подбирать исходя из индивидуальных психологических особенностей ребенка.

Читайте также:

Готовимся к школе: 8  советов логопеда

Психологи утверждают, что дошкольнику-интроверту больше подходит на начальном этапе индивидуальная форма обучения иностранному языку. Дошкольник – экстраверт способен успешно обучаться в группе. И самое главное, весь процесс обучения малыша должен проходить в игровой форме. Выбрать форму обучения поможет психолог.

Итак, что надо знать, начиная обучать иностранному языку дошкольника:

  • • Для чего вы начинаете обучение малыша иностранному языку до школы? (Обязательно задайте себе этот вопрос).
  • • Правильно ли, говорит ребенок на родном языке? (Отсутствуют дефекты произношения).
  • • Достаточный ли у малыша словарный запас, соответствует ли возрасту? (Определяет логопед путем тестирования).
  • • Какую форму обучения выбрать, индивидуальную, или групповую? (Советуют специалисты: психолог и преподаватель языка).
  • • Помните, что раннее обучение иностранному языку может привести к проблемам с русским языком.
  • • Второй иностранный язык лучше начинать изучать через несколько лет (минимум два года) после первого. Усвоит ребенок первый язык, успешно овладеет вторым.

**Читайте также:

Работа логопеда: какие дефекты речи можно исправить в начальной школе**

Семейный гороскоп