«Мне пофиг»: почему подростки равнодушны к двойкам
У школьника проблемы с учебой, которые растут как снежный ком и норовят к новому году обрушиться лавиной на больную голову родителей. Знакомая ситуация?
Вместо того чтобы поднажать — переписать контрольную, прийти на дополнительный урок — подросток только прогуливает школу, злится, отмахивается от взрослых и еще глубже зарывается в компьютер.
В чем причина такого поведения, откуда берется равнодушие к оценкам и нежелание учиться, «Летидору» рассказывают педагог, психовизиолог и психолог.
Марина Сторина – педагог, логопед, мама двух подростков
Как и многие заботливые родители, хочу видеть своего ребенка успешным, увлеченным. И его апатия меня очень расстраивает. Поэтому если такая проблема уже появилась, необходимо разобраться в ее причинах. Их может быть несколько.
1. Прежде всего это – отсутствие сил, энергии, когда ребенок истощен. Например, после болезни. Или только заболевает. Или плохо спал, не отдохнул, переутомился. Неправильный режим дня, постоянное недосыпание. 7 уроков в школе, пара кружков, домашние задания. Дети не успевают переключиться, отдохнуть.
Равнодушие – это защитная реакция на нагрузки.
Что делать? Отдохнуть, организовать правильный режим дня. Сразу чудо не произойдет. На это нужно время.
2. Отсутствие у ребенка понимания смысла в учебе. Дети живут в некой реальности, оторванной от жизни. Не понимают, для чего им нужны нудные школьные предметы. Не видят перспективы.
Что делать? Объяснять зачем. Как пригодится русский язык, а где история и геометрия, физика и химия. Показывать, как взрослые решают ежедневные домашние дела с помощью этих знаний.
3. Переутомление мозга гаджетами: телефоном, телевизором, музыкой. Так называемое «сенсорное пресыщение». Это очень большая проблема, которая касается и взрослых. Люди залипают в экраны.
Что делать? Все выключаем. Да. Все! Отдыхаем.
Попробуйте сами. Все выключите, отложите книгу или журнал и сядьте на диван. Минут через 20 вам станет скучно. И захочется что-то поделать, почитать.
4. Большое количество в школе непонятных слов, обилие терминов. Мозг загружается, работает все медленнее, медленнее и, наконец, встает. Это похоже на то, когда мы пытаемся понять иностранную речь. Сначала вслушиваемся, пытаемся вникнуть. Потом теряем скорость понимания и уже не пытаемся догнать. В результате теряем интерес к предмету.
Что делать? Поддержать, помочь ребенку прояснить значение слов. Иногда приходится возвращаться к давно пройденному, но недопонятому материалу. Это можно сделать «между прочим». На прогулке, за обеденным столом, в пути. Как бы не тратя на это время.
5. Подростки очень зависимы от мнения одноклассников. В детской среде считается непрестижным много заниматься, вкладываться в учебу. Им важнее пошуметь, сорвать урок, привлечь к себе внимание. Многие, по словам моей дочери, любят «повыпендриваться» таким образом.
Что делать? Видимо, от этого никуда не деться, все проходили через это. Возможно, вместе пошутить по этому поводу.
Главное лекарство против безразличия – это интерес. Если родителям трудно, подключите специалиста. Например, пройдите профориентационную консультацию. Мои дети прошли тест, выяснили свои особенности, компетенции, интересы. Психолог рассказал, какие профессии им подходят, где можно получить такое образование, какие экзамены сдавать. В каком направлении развивать способности. Подсказал, в какие кружки можно записаться уже сегодня.
Анна Ильинична Гайкалова, практический психофизиолог, многодетная мама, автор программы «Целый-невредимый», направленной на повышение родительской осознанности, БФ «Наша семья»
Если ваш ребенок неплохо учился, нормально себя вел и вдруг резко изменился, потерял интерес к занятиям и возражает «А что ты мне сделаешь», «Достало», «И дальше что», это означает, что родительский авторитет в глазах вашего ребенка утрачен.
Анализ семей, где дети ведут себя подобным образом, показывает, что родители, обеспечивая своих юных потомков всевозможными благами, не учитывают главного блага и необходимости – передачи ценностей, формирования в ребенке общечеловеческих категорий общения и общества.
Дети не понимают, в чем ценность жизни.
Они отказываются понимать, почему им надо «напрягаться», с какой стати предки заставляют их учиться и вообще делать что-либо, кроме того, к чему их старательно приучали – получения удовольствия от всего, данного «в клюв» — немедленно и без усилий.
Дети, воспитанные с упором на индивидуализм, избалованные и нефрустрированные потомки успешных людей или же недальновидных менее успешных, живущих под лозунгом «Я жил трудно, а у тебя будет все», утрачивают способность к напряжению, без которого не достигается ни единая цель в жизни.
Советско-израильский психофизиолог Вадим Роттенберг называет подобные реакции обученной беспомощностью.
Инфантильность, валяние на диване, равнодушие к любым аргументам формируются на почве отсутствия ценностей, ради которых стоит жить. По-простому это можно назвать отсутствием смысла, повергающего в пустоту. Это безразличие пугает и самих детей, но обученная беспомощность не дает им возможности покинуть область своего равнодушия и неспособности жить. Что касается стресса, то, не имея привычки и навыков проигрывать, получать «не тот» результат, отступать и при всех этих случаях не терять самооценки, дети становятся неспособными сопротивляться малейшему напряжению.
Помочь вернуть интерес к жизни (а это именно его отсутствием обусловлено, в частности, нежелание учиться), может только формирование ценностей в ребенке, превышающих в его глазах ценность самого себя.
В программе «Целый-невредимый» собраны разнообразные исследования ученых и обильные практические примеры, успешно меняющей ряд установок родителей, а вслед за ними и детей. Мы останавливаем обученную беспомощность, мотивируем и запускаем процессы личностного развития.
Психолог школы №1368 Ольга Лущай
Подростки всегда относились к учебе с некоторым пренебрежением. Только раньше такое отношение было единичным, а детей с таким отношением к учёбе становится всё больше. Но у родителей, учителей, педагогов звучит один вопрос: «Что делать? Как помочь ребенку?»
Для начала приведу примеры из практики.
Первый случай
Ученица 7-го класса, Наташа Н.: Меня родители записали на все дополнительные занятия в школе. Но я не успеваю делать домашние задания. Мне сложно, я устаю.
Я:Ты говорила об этом родителям?
Н.: Нет. Они все равно не будут слушать. Говорят, что мне это не помешает. А мне трудно, и еще я хотела пойти на баскетбол. Но когда?
Второй случай
Ученик 8-го класса, Андрей. Мальчик довольно смышленый, эрудированный. Но особого желания учиться не изъявляет.
А.: А зачем? Мне это не пригодится. Я хочу быть гейм-дизайнером.
Я: Родители разделяют твои увлечения. Ты с ними говоришь об этом?
А.: Зачем? Они работают. Устают. Вечером отдыхают. Да и меня не трогают. Только за учебу ругают. Да все нормально у меня.
И в первом, и во втором случаях проблема одна – нет общения.
Многие родители сейчас возмутятся. Как же так? Мы общаемся, спрашиваем: «Как дела? Чем занимались?» и т.д. Конечно, это так. Но, как правило, это общение поверхностное или одностороннее. Общение должно быть доверительное, ровное, взаимопонимающее, а самое главное – услышанное. Мы, родители, не слышим своих детей, потому что считаем себя более умными, правильными, умудренными жизненным опытом. Все так.
Но у меня, как у практикующего психолога в школе, крик души. Родители! Научитесь слышать и слушать! Многие опять сейчас не согласятся «Но они-то не слышат и не слушают нас».
Могу заверить, дети взрослых слышат. Но они остаются не услышанными или не воспринятыми всерьез. И вот тут проявляется их равнодушие.
Дети входят в свою «зону комфорта», надевают маску безразличия и пофигизма. И нам, взрослым, надо говорить с детьми, слышать детей. Воспринимать их проблемы и убеждения серьезно, просить их аргументировать. И очень часто дети, сами того не замечая, начинают понимать, что в каких-то моментах они неправы. Не лгать, не грубить, не насмехаться. Только тогда вы поймете и разберетесь в причинах неудач и нежелании вашего ребенка учиться.
Фото: Shutterstock.com