Опубликовано 06 августа 2013, 17:00

Не хочет учиться: мотивируем к школе и садику

«Не хочу учиться, а хочу жениться» , - восклицает Митрофанушка. Юный недоросль, нежно обожаемый матушкой. Восемнадцатый век… На дворе с утра был двадцать первый. Но далеко ли мы ушли от проблем, описанных Денисом Ивановичем Фонвизиным? Пожалуй, что нет. Почему сегодняшние дети не хотят ни в садик, ни в школу?
Не хочет учиться: мотивируем к школе и садику

Не хочет учиться: мотивируем к школе и садику

«Не хочу учиться, а хочу жениться» , - восклицает Митрофанушка. Юный недоросль, нежно обожаемый матушкой. Восемнадцатый век… На дворе с утра был двадцать первый. Далеко ли мы ушли от проблем, описанных Денисом Ивановичем Фонвизиным? Пожалуй, что нет. 
Многие ученики ходят в школу с большой неохотой, глобальных целей в жизни, касающихся самореализации, не видят или вовсе не ставят. Та же картина, что и 200 с лишним лет назад.  Разумеется, есть и сейчас целеустремленные молодые люди, жаждущие знаний и четко понимающие что именно они хотят от жизни. 
Совсем недавно я читала в сети статью про новосибирского шестиклассника Матвея Белякова. Одиннадцатилетний мальчик решил, что хочет стать инженером-конструктором, чтобы проектировать экономичные современные автомобили, которыми мог бы гордиться отечественный автопром. Снять, так сказать, «жигулиную карму». 
Ребенок выбрал для себя институт (Санкт-Петербургский Государственный институт машиностроения), и прикинул, что для того, чтобы скопить необходимую для обучения сумму, ему нужно начинать работать и откладывать деньги уже сейчас, потому что в семье Матвея есть еще трое младших детей, и родители не могут гарантировать старшему сыну воплощение мечты об образовании. Вот тебе и современный Ломоносов. Дай Бог ему сил, мужества и целеустремленности. 
В то время как некоторые его ровесники «трясут» родителей на предмет покупки новой дорогой игрушки, этот мальчик реализовывает финансовые планы своего дальнейшего образования. Ей-богу, «я знаю – город будет, я знаю саду – цвесть. Когда такие люди в стране (пусть уже не советской) есть».
Мы знаем, что все дети талантливы. У каждого есть свой дар. Чтобы его раскрыть, необходимо очень многое: и безусловное приятие матери, и требовательная любовь отца, которой надо соответствовать. К тому же необходимо иметь возможность пробовать себя в разных сферах. И, конечно, не помешает капелька везения. Но все это ничего не значит без основной движущей силы – желания ребенка что-либо делать - пробовать, добиваться, учиться, тренироваться, постигать науку и овладевать навыками.
Как и другие особенности, у каждого из людей оно изначально разное. Зависит от темперамента и многого другого. Один ребенок проявляет интерес ко всему, быстро «загорается», но так же быстро «остывает». 
Другой  не распыляет своих сил, а отдает их все одному любимому делу, в котором он – дока, царь и бог. Первые учебные заведения, с которыми сталкивается маленький человек – это школа и, немножко, детский сад. Оба практически обязательны к посещению, требуют определенной дисциплины. С каждым годом ответственность ребенка растет, требования к нему повышаются. Именно там наши дети по идее должны удовлетворять жажду познания, «учиться учиться», работать над собой.
Отчего же так часто мы слышим от них «не хочу в садик!», «надоела эта дурацкая школа!» «не пойду!» «не хочу!»

Почему так получается? Что делать и кто виноват?

Как всегда нет универсального ответа. Надо разбирать каждый случай отдельно. Причем делать это нужно обязательно, не затягивая и не откладывая в долгий ящик. Ведь может сложиться так, что из-за упущенного сущего пустяка ребенок охладеет к школе, а затем перенесет этот негативный опыт на получение знаний вообще. Как на снежный ком, катящийся с горы, могут наматываться и неуверенность в себе (я не понимаю, у меня не получается, значит я дурак) и прочие «прелести».  Непроработанный негативный опыт может пройти бесследно, а может породить кучу комплексов и сильно подпортить жизнь.
Так как же понять что происходит? Нужно ли прибегать к помощи психолога, обращаться к учителю или можно решить проблему своими силами? Получить ответ можно только находясь в постоянном диалоге с ребенком. Ваш сын всегда радостно собирался в школу или садик, а в какое-то время начался протест. Что случилось? Конечно, можно задавить авторитетом, тем более, что вариантов не так много: если от садика иногда можно безболезненно «откосить», то со школой такие истории не проходят. «Нравится – не нравится, все равно будешь ходить, потому что так надо.» - самый простой способ отреагировать. Да, конечно, родители устали, они тоже не каждый день идут на работу, как на праздник. Своих проблем полно, но лучше все-таки «раскопать» в чем же дело по свежим следам – в будущем будет меньше сложностей.

1 из 2

ПредыдущаяТипичные причины нежелания и способы преодоления: