Второкурсник духовной семинарии рассказал об особенностях быта и образования в консервативной английской школе. На сайте Сретенской духовной семинарии второкурсник Константин Акимов поделился подробностями обучения в одной из старейших школ Великобритании. «Летидор» прочитал статью, и выбрал самые любопытные подробности школьного быта и системы образования в Англии. Про Rossall School Родители хотели, чтобы я получил хорошее зарубежное образование. Я не был против, и вскоре оказался в английской школе. Школа-пансион Rossall School, основанная в 1844 году, расположена на берегу Ирландского моря, в городке Флитвуд графства Ланкшир и занимает весьма обширную территорию — целых 65 гектаров. Учатся в ней и англичане, и иностранные студенты. Последние живут в общежитиях, – или «домах» (houses), как их именуют в Англии. Таких «домов» на территории школы десять: шесть для мальчиков и четыре для девочек, и при этом каждый из них имеет не только свое название, но даже и эмблему. К примеру, мой именовался Maltese Cross House – «Мальтийский крест». Другие общежития для мальчиков называются так: «Парящий Орел» (Spread Eagle), «Пеликан» (Pelican), «Митра и лилия» (Mitre & Fleur de Lys), «Лугард» (Lugard). «Дома» для девочек носят нежные, мягкие названия – «Роза» (Rose House), «Дельфин» (Dolphin House), «Пуффин» (Puffin House) и «Рэн» (Wren House), а дети младшего школьного возраста живут в «Якоре» (Anchor House).Про школьную территорию Чтобы учителя и работники школы всегда могли определить, житель какого «дома» перед ними, ученики носят галстуки с расцветкой, соответствующей эмблеме общежития. Кстати сказать, фирменные школьные знаки используются в Россалле повсюду, – от школьной формы до канцелярии. Кто-то может задаться вопросом: а зачем школе такая огромная территория? Во-первых, одни лишь общежития занимают немало места, а во-вторых, для каждого предмета предусмотрен свой учебный корпус – а их немало. Естественнонаучный корпус Естественнонаучный корпус, корпус языков, в котором половину здания занимают художественные классы, корпус математики, музыкальная школа, физкультурный корпус со спортзалом, бассейном и кортами для тенниса и сквоша (это такая английская игра с ракеткой и специальным резиновым мячиком) – получается целый город. Особое здание отведено для большой мастерской, где изучают предмет «Дизайн & Технология», – в нем есть даже 3D принтер, не говоря уже о различных инструментах и профессиональных станках. Еще на территории школы находится старинная обсерватория, но в ней я, к сожалению, никогда не был. Обеденный Холл Нельзя не упомянуть и о большом Обеденном Холле, – насколько я помню, говорили, что это самая большая столовая в Англии. Также на территории школы в свое время было построены англиканские часовня и церковь. Первую давно переделали в школьную библиотеку, а в большом столетнем соборе в честь святого Иоанна Крестителя периодически совершаются службы. Про особенности английской системы образования В целом современная отечественная система образования, —я говорю сейчас об ОГЭ и ЕГЭ, —несет на себе некоторые отголоски английской. Однако некоторые особенности образования в Англии стоит отметить отдельно. К примеру, обучение длится тринадцать лет, а не одиннадцать, – как правило, англичане отдают своих детишек в школу, когда им исполняется 5 лет. А порой, как в случае с моей школой, в ее структуру может входить даже детский сад. По окончании 11-го класса (наш 9-й) ребята сдают государственный экзамен GCSE (соответствует нашему ОГЭ), а по окончании 13-го –A-level («Пятибалльный уровень»), если хотят продолжать обучение в Британии, или же IB («Международный Бакалавриат») для продолжения обучения за границей. Интересно, что когда ты определился с предметами для сдачи на экзамене, твое личное расписание составляется именно из них. Это достаточно удобно, хотя выпускники советских школ не оценили бы подобного подхода. Исключение составляют математика, английский язык, естествознание (физика, химия, биология) и физкультура – эти дисциплины обязательны для всех. Акцент на физкультуре Физической культуре в британском образовании уделяется большое внимание, а подход порой бывает достаточно жестким. Приведу пример из жизни моей школы. Многие из нас привыкли, что школьные уроки о физкультуре – это набор из бега, легкой атлетики, спортивных игр и других физических упражнений. Для нас же занятия в спортивном зале были, можно сказать, роскошью. Наша школа располагала огромным (в несколько гектаров) спортивным полем, на котором, в зависимости от сезона, проводились различные традиционные английские спортивные игры. Осенью – регби, зимой – хоккей на траве и, наконец, весной и в начале лета – крикет. Примерно один-два раза в месяц проходили занятия в бассейне. Также в моей школе существовал целый ряд своих собственных традиционных видов спорта. Как у Итона есть «Итонский пристенок» (регби), так и у Россалла есть свой «Россалльский Пляжный Хоккей» (Rossall Beach Hockey), включающий в себя элементы хоккея, регби и даже футбола. Одним словом, беспощадный вид спорта.Про систему оценок Система оценок в Англии очень интересная, – точнее сказать, их две. Первая, буквенная, используется для успеваемости. Начинается она с оценки «A» («пятерка»), затем следуют B, C, D, E и F. Самой лучшей считается «A\*» («5+»). «F», самая низкая оценка, чаще всего обозначает словом «fail» («провал») и соответствует нашей оценке «неудовлетворительно». Но порой, по настроению учителя, в дневнике могли появиться оценки «G» и даже «H», что было совсем уж плохо. Вторая система оценок – пятибалльная, как и в России, с той разницей, что результаты оцениваются наоборот: самая хорошая оценка – «единица». «Пятерке» никто, конечно, не был рад. Оценки могли ставиться у нас в школе в дневник за поведение или просто за учебу, когда как.Про распорядок дня Учебный день начинался в Россалле так: в половину восьмого утра house parent (староста общежития, назначенный из числа преподавателей) проходил по комнатам и будил учеников. Затем следовало умывание в раковине с двумя кранами: холодным и горячим. Да, в Англии это вполне обычно: не привычный для нас кран со смесителем, а два. И пробка, чтобы смешивать воду в раковине. До 8.30 – завтрак. Нельзя не сказать о нем чуть подробнее. Наверное, многие слышали об английском завтраке, но что это такое, не поймешь, пока не отведаешь его в самой Англии: жареный бекон, бобы в томатном соусе, глазунья или омлет, гренки, сделанные во фритюре (англичане очень любят все во фритюре), обжаренные помидоры, грибы и тому подобное. Остальное может варьироваться как угодно, но вышеперечисленное – классика. А вот овсянку на завтрак англичане почти не едят, вопреки нашим традиционным представлениям. После завтрака в общежитиях проходила перекличка учащихся, а затем обычно в школьном соборе служился «молебен». После того, как мы уходили на занятия, в общежития приходили уборщицы. Они приводили в наши комнаты порядок (нам не обязательно было даже застилать кровати), мыли этажи и стирали наши вещи. До сих пор скучаю по этим милым тетушкам: они были очень простыми и приветливыми, с ними всегда можно было пообщаться и поделиться чем-нибудь. В моем классе училось около 40 человек, примерно 75% – англичане, остальные иностранцы: немцы, китайцы и другие. В целом же в школе в то время обучались представители примерно шестидесяти национальностей. Были и русские ребята, всего около сорока человек в разных классах. Преподавали нам, разумеется, на английском. Это может показаться невероятным, но у нас не было классного руководителя. Не знаю, как насчет других учебных заведений Англии, но в моей школе действует такая система: к каждому общежитию приставлены по 3-4 тьютора (tutor) – школьные учителя, которые, каждый в свой день, смотрят за порядком. Жильцы «дома» по группам распределяются между тьюторами, которые по необходимости беседуют со своими подопечными об успеваемости и проверяют состояние дневника. К тьютору, как и к классному руководителю в российской школе, можно обратиться с любым вопросом. Предметы в британской школе в основном изучаются те же, что и в России, однако отличия все же есть, и часто – весьма существенные. К примеру, преподавание таких дисциплин, как «ИЗО» и «Технология», не заканчивается в средней школе, – по ним даже можно сдавать государственный экзамен. То же касается и физкультуры. Занятия по естественнонаучным предметам проходили в точности, как мы привыкли видеть в американских фильмах: лабораторные опыты, халаты, реактивы, – одним словом, подход тут более практический, а теоретическая часть задавалась на дом. В час дня у нас был обед, а после уроков начинались занятия во всевозможных факультативных секциях: от иностранных языков до спортивных игр. Я посещал секцию плавания. После окончания этих занятий ученикам давался час свободного времени, – до ужина, который традиционно начинался в 6 часов. С половины седьмого до половины восьмого проходил час самоподготовки. А затем опять наступало свободное время, продолжавшееся до отбоя, который наступал в 10 часов вечера – или в 10.30 у старшеклассников. Каникулы бывали примерно раз в два месяца – дважды в триместр (хотя мне первое время мне казалось, что триметр длится полгода). По окончании каждого полутриместра родителям отправляют табель с оценками, в котором учителя, каждый по своему предмету, пишут отзывы об успеваемости ученика. Также свои комментарии и пожелания оставляют тьютор и проректор школы. Мне кажется, что это очень хороший подход. Про систему наказаний в школе Хочется упомянуть и о системе наказаний. Хотя розги в Британии давно уже в прошлом, это не мешает педагогам придумывать хотя и гуманные, но от того не менее неприятные формы наказаний. Достаточно строго у нас, например, относились к пропуску завтрака и ужина: если в столовой тебя по какой-то неуважительной причине не было, так что ты оказался неотмеченным тьютором или старостой, последствия могли быть самыми разными. В качестве обычного наказания провинившемуся назначалась подготовка домашнего задания в школьной форме, – в то время как всем остальным вечером разрешалось ходить по школе в своей одежде. При регулярных пропусках завтрака и ужина наказанный тоже выполнял домашнее задание в школьной форме, но в этом случае не у себя в комнате, а в комнате отдыха, где с ним сидел тьютор. И, в зависимости от значительности проступка, так могло продолжаться целую неделю. За плохое поведение ученика могли или вызвать к проректору, или запретить на несколько дней выход за территорию школы. Если же школьника ловили за курением, его ждала нравоучительная беседа, за которой следовала подготовка домашнего задания в каком-нибудь классе, – в школьной форме, под присмотром преподавателя. Но если обнаруживалось нечто более серьезное, то в качестве наказания нарушителя правил могли отослать домой на несколько дней (и неважно, откуда ты приехал учиться), а в крайнем случае – и исключить из школы. Источник: сайт Сретенской духовной семинарии.