Как заставить ребенка подготовиться к ЕГЭ без давления и угроз (это реально!)
© Visualrian
Каждый из нас знает, что мотивация очень важна для успеха в любом деле (в том числе в подготовке к экзаменам). Но как правильно мотивировать учиться и можно ли обойтись без давления и угроз, если речь идет о подростках?
На этот и другие вопросы ответил эксперт образовательной компании MAXIMUM Education Михаил Истомин (@maximumtestru)).
Нет мотивации — нет результата
Мотивация — движущая сила, которая помогает человеку удовлетворять свои потребности. Если мы хотим есть, нас мотивирует чувство голода. Если хотим что-то узнать — нами движет любопытство (= желание открывать новое, исследовать мир).
Естественно, что сила мотивации существенно влияет на итоговые баллы на экзаменах.
Если старшеклассник понимает цель подготовки к ЕГЭ (например, он мечтает поступить в вуз на конкретную специальность), то у него вряд ли возникнет вопрос, почему нужно ежедневно уделять по 2-3 часа на выбранные предметы.
ЕГЭ — это препятствие, которое необходимо преодолеть для достижения желаемого результата. Чем раньше ребенок это поймет (и будет относиться к экзамену как к серьезному, но все же не конечному пункту своей учебы; это всего лишь очередная ступень!), тем проще ему будет поддерживать свою мотивацию учиться.
Когда мотивации нет
Как это ни печально, подростки редко понимают, как школьные знания могут пригодиться им в освоении выбранной профессии. Например, подросток выбирает профессию журналиста, потому что хочет подражать кому-то из знаменитых представителей СМИ. Но ребенок не вполне понимает, что для работы в прессе ему нужно иметь хороший бэкграунд по истории, литературе, английскому.
В этом случае будет полезно обсудить со старшеклассником особенности профессии и объяснить, что карьерный путь начинается именно с подготовки к ЕГЭ по литературе и иностранному языку. Когда подросток увидит взаимосвязь между получением профессии и изучением определенных предметов для поступления в вуз, то вопрос о мотивации отпадет.
Если этот вопрос по-прежнему остается актуальным, тогда стоит разобраться, истинно ли его желание освоить эту специальность.
Для этого ребенок должен точно понимать особенности выбранной профессии и задать себе следующие вопросы:
-
уверен ли я, что это профессия мечты?
-
точно ли я изучил интересующие меня сферы и выбрал лучшее для себя?
Важно посмотреть, какие профессиональные задачи ставит перед собой специальность, а затем подумать, какие способности и особенности ребенка помогут добиться на работе успеха.
На этом этапе может выясниться, что выбранное дело подростку совсем не подходит.
Как помочь ребенку найти мотивацию к сдаче ЕГЭ
Угрозы и давление — не лучший способ мотивировать подростка. Лучше попробуйте поговорить с ребенком по-взрослому. Выстроить диалог — в поддерживающем тоне — лучшая стратегия в этой ситуации.
Спросите подростка, смог ли он за 11 лет понять, зачем он учится в школе, есть ли у него какая-то конкретная цель на данном этапе. Такая честность со стороны родителей может очень сильно повлиять на ребенка.
Если же родитель понимает, что у него не получается это сделать самому (например, каждый раз начиная разговор, вы скатываетесь в эмоции и кричите «ты должен…»), можно поработать со специалистами, наставниками-психологами (тьюторами) — это молодые ребята, которые сами несколько лет назад прошли путь к выбору профессии и теперь помогают младшим товарищам не набивать себе на этом пути шишки.
Всего пара встреч с тьютором поможет прояснить подростку его будущее.
Каждому школьнику полезно общаться с тем, кто сам буквально недавно был таким же учеником, как он, но смог успешно поступить в вуз и освоить профессию. Это поможет заручиться поддержкой в начинаниях и обрести мотивацию, которая станет топливом для учебных достижений старшеклассника.
Фото: Depositphotos, Visualrian