Как вызвать интерес ребенка к нелюбимому предмету
© Depositphotos
Равнодушное отношение школьника к учебе — предмет расстройства многих родителей. Все было нормально, он ходил на уроки с удовольствием, а потом что-то пошло не так… Знакомая ситуация?
Что же пошло не так и главное — как это исправить? Эти вопросы мы задали основателю центра образовательных технологий Advance и автору книги «Энциклопедия детской мотивации» Николаю Ягодкину (@advance_courses).
Раскрутите колесо мотивации
Прежде всего нужно понимать, что мотивация взрослого и ребенка отличаются кардинально.
Взрослые работают, руководствуясь волей и логикой. Они прикладывают усилия во имя чего-то, например, могут годами работать на нелюбимой работе сверхурочно ради досрочного погашения ипотеки, повышения в должности и зарплаты и т.д.
Дети — другое дело. Требовать от них хороших результатов ради престижной работы и достойного дохода через 10 лет (когда им всего 10) бессмысленно.
Детский горизонт планирования намного скромнее.
Значит, есть другой выход, и имя ему — мотивация.
Существует 3 вида мотивации:
- процесса;
- подкрепления;
- достижения.
Самая беспроигрышная мотивация у детей именно процессная. Она работает, когда человеку нравится то, что он делает. Также необходимы позитивные подкрепления: похвала родителей и учителей, хорошие оценки, материальные выражения (например, пицца за пятерку на контрольной, любимое мороженое, новый скейт).
Когда увлекательный процесс сопровождается позитивными подкреплениями, ребенок готов горы свернуть. Это и есть колесо мотивации, которое крутится, пока школьника все устраивает.
Но если что-то перестает получаться, трудности начинают пугать, и ребенок перестает прикладывать усилия, начинает обесценивать предмет.
А какие причины приводят к такому результату?
- пробелы в школьном материале;
- неразвитость психических процессов (например, память, внимание, логика);
- недопонимание с педагогом.
И что же со всем этим делать обеспокоенным родителям? Конечно, устранять.
«Перезапустите» предмет
Вы можете попробовать заниматься самостоятельно или воспользоваться услугами репетитора. Главное — правильно сформулируйте задачу.
Ваша цель — не реанимировать текущую успеваемость, а восстановить в памяти весь предмет с самого начала (если биология началась в 5 классе, а проблемы с ней в 7, берите учебник за 5 класс). Материал из пройденных ранее пособий уже знаком, повторять его будет легко и просто. Школьник разгонится и сам не заметит, как преодолеет проблемную тему. Колесо мотивации снова закрутится в верном направлении. Ненависть уступит место интересу (он будет удивлен, как мог этого раньше не понимать), и некогда непонятная биология будет в кайф.
Если вы выберете другой путь и сосредоточитесь только на проблемной теме, то так вы окончательно убедите ребенка в том, что у него нет способностей к предмету. Есть риск, что тему ему объяснят, но результат не поменяется. На самостоятельной работе в классе непременно всплывут пропущенные раньше темы (а не только та, которая вызвала трудности сейчас).
Поэтому пробелы нужно ликвидировать комплексно, возвращаясь к самым истокам предмета.
Если ребенку противна сама мысль о том, чтобы взять в руки предательский учебник, попробуйте стартовать с интересных статей, познавательных видео или показать нужность предмета в быту.
Начните развивать базовые психические процессы
Память и внимание — базовые психические функции, которые помогут ребенку повысить успеваемость по любому предмету. Если дети научатся концентрации, то любой предмет пойдет на ура.
Мы убедились в этом на опыте работы с 12 000 детей, которые сумели прокачать свои навыки. Они победили свои нелюбимые предметы, потому что перестали тратить на домашку больше часа и научились осваивать любой школьный учебник за 3-4 дня.
Поменяйте преподавателя
Если такая возможность есть, попробуйте. Если нет, пригласите репетитора или запишите ребенка на курсы к преподавателю-энтузиасту.
Если проблема в учителе, который отбил любовь к предмету, то найдется и человек с горящими глазами, который вернет желание заниматься.
Не скупитесь на похвалу
Когда процесс отлажен, пробелы устранены и сделан шаг в сторону навыков обучения, введите позитивные подкрепления. Хвалите даже за небольшие успехи, просите рассказать, что было на сегодняшнем уроке.
Слушайте внимательно, проявите участие и покажите, что вам не все равно.
Положительная реакция ускоряет колесо мотивации, ведь вы — самый близкий человек.
«Свяжите» предмет с личными целями
Такой способ поможет, если:
- школьнику больше 12 лет;
- ваш сын или дочь может учиться (нет пробелов в материале, психические процессы развиты), пусть и не хочет;
- цели актуальны для ученика сейчас (просто сказать: «Давай учи математику, через 20 лет пригодится» — не вариант).
Один мой приятель в целом неплохо учился в школе. Проблемы были только с химией, но беды в этом он не видел, потому что хотел стать лучшим юристом и хорошо зарабатывать. Химии в его идеальной картинке профессионала места не было.
Его отца такая ситуация не устраивала, поэтому он объяснил, что есть 2 варианта: можно стать обычным хорошим юристом, а можно включить амбиции и всех опередить, имея конкурентное преимущество. Наиболее «денежная» область — нефтегазовая. Там нужны хорошие юристы, но тот, кто понимает не только в судебных процессах, но в сырье, технологиях производства, экологии, будет цениться больше.
Обожать химию мой приятель, конечно, не стал, но ради своей цели подтянул предмет.
Так включилась в работу третья мотивация — достижения. Именно она определяет, смогут дети добиваться своих целей или будут довольствоваться синицей в руках.
Заключите договор
Стимулировать желание учиться способен договор. Это инструмент, который в умелых родительских руках превращается в настоящую волшебную палочку. Это еще один способ развивать мотивацию достижения.
Вы должны ясно сказать, чего хотите от ребенка, и обрисовать его выгоду (что он получит, если подтянет математику и в четверти будет не «3», а «4»). Важно, чтобы желаемый результат устраивал обе стороны!
Оформление и соблюдение условий договора продемонстрируют ученику, что такое партнерские отношения, требующие взаимного уважения.
Ребенок научится отстаивать свои интересы и брать на себя ответственность.
Постарайтесь, чтобы все условия, которые вы пропишете в документе, были соблюдены. Иначе вы рискуете потерять доверие ребенка.
Пользуйтесь инструментом с осторожностью. Не делайте его предметом манипуляций и возможностью удовлетворить ваши завышенные родительские амбиции. Помните, что дети — отдельные личности со своим правом выбора, ценностями и желаниями.
Фото: Depositphotos