Опубликовано 06 июля 2016, 09:30

Как в 1 классе узнать, кем станет ребенок: отвечает кандидат наук МГУ

Автор «Летидора» на днях прошла профориентационный тест для младших школьников и узнала, что ее второклассница – явный математик. Стала с ней заниматься математикой – ребенку действительно нравится! Конечно, мы тут же решили поделиться новым опытом с вами.
Как в 1 классе узнать, кем станет ребенок: отвечает кандидат наук МГУ

Как в 1 классе узнать, кем станет ребенок: отвечает кандидат наук МГУ

Автор «Летидора» на днях прошла профориентационный тест для младших школьников и узнала, что ее второклассница – явный математик. Стала с ней заниматься математикой – ребенку действительно нравится! Конечно, мы тут же решили поделиться новым опытом с вами.

Вы спросите, зачем в столь юном возрасте думать о профессии? Да, может быть, рано, но зато становится ясно, чего ребенок сам ждет от жизни. Так вот: профориентационные тесты раскрывают склонности ребенка и могут порекомендовать ему кружки и секции, где он смог бы их развивать. Чтобы не быть голословными, мы обратились к кандидату психологических наук Кузнецову Кириллу Геннадьевичу, руководителю отдела профориентации ЦТР «Гуманитарные технологии» при МГУ.

  • Что дают тесты на профориентацию?

  • Благодаря им можно правильно выбрать профильное учебное заведение после начальной школы или те кружки и секции, которые действительно будут интересовать ребенка, а не являться выбором, который за него сделали родители.

Первый тест, который выявляет темперамент ребенка, проходит за компьютером сам родитель. Там совсем не сложные вопросы: Легко ли ребенок встает утром? Как быстро делает уроки? Хорошо ли кушает? И т. п.

Второй тест, на логику, проходит за компьютером сам ребенок. Этот тест состоит из задач на вербальную и математическую логику. Представьте реакцию родителя, который готовит свое чадо к филологической карьере, на решение теста о том, что у сына или дочери превалирует математическая логика?! Оказывается, ребенок – потенциальный математик, а не филолог!

Тесты с точки зрения детского психиатра

Наконец, третий тест – это работа с психологом по карточкам. На них изображены различные виды деятельности, и ребенок отбирает то, что ему более по душе.

Всего времени на тестирование уходит порядка двух часов, по итогам которых можно узнать:

  • интеллектуальный потенциал ребенка (уровень развития логических способностей);
  • его профессиональные интересы;
  • особенности темперамента;
  • варианты дополнительного развития/подготовки для ребенка (кружки/секции).
Как в 1 классе узнать, кем станет ребенок: отвечает кандидат наук МГУ

- Примерно сколько младших школьников проходят тестирование в год?

  • У нас младших школьников немного, около 200 человек в год в Московском регионе, к примеру, старшеклассников более 7 000, если же брать регионы, то эта цифра еще больше.

- Есть ли, кроме моего случая, факты резкого изменения сферы интересов ребенка после тестирования?

Это бывает, но нельзя сказать, что очень часто. Скорее мы расставляем акценты и информируем о возможностях дополнительного образования.

Бывает, что в тесте раскрываются способности ребенка, о которых родители даже не предполагали, учитывая слабую успеваемость в школе. Мы тогда можем попробовать порекомендовать обратить внимание на интересы ребенка, что позволяет повысить мотивацию ребенка к учебной деятельности.

- Как по-вашему, зачем и кому нужно тестироваться в столь юном возрасте?

  • Во-первых, следует сказать, что не очень часто родители готовы серьезно рассматривать интересы ребенка и в соответствии с этим, выбирать дополнительные занятия. Чаще выбираются занятия, которые были бы полезны ребенку, с точки зрения родителя. И это действительно может быть так, но выключая сына или дочь из процесса выбора, мы лишаем его умения это делать (выбирать) и далее, в старшем подростковом возрасте, предложив ребенку выбрать профессию, мы можем поставить его в тупик. Ему чрезвычайно сложно будет это сделать самостоятельно. Умению выбирать нужно учиться.

Во-вторых, выбирая кружки и секции, родители руководствуются субъективными наблюдениями. Важно посмотреть на ребенка со стороны и получить экспертное мнение.

Система Монтессори, или Почему не работают школьные тесты

- Какие типичные проблемы, с которыми к вам обращаются родители младших школьников для профтестирования?

  • Как правило, это выявление особенностей ребенка, а также выбор дополнительных занятий и профиля образования.

Конечно, иногда задают вопросы и про конкретные профессии, но для выбора профессии еще не подошло время, а вот для того, чтобы вовремя совершить правильный выбор, нужно готовится уже младшем школьном возрасте, даже в дошкольном.