Опубликовано 28 января 2014, 17:00

Cистема Монтессори, или почему не работают школьные тесты

В своей лекции, прочитанной перед сотрудниками одной из монтессори-школ в Орегоне, доктор наук, специалист по детской нейропсихологии, профессор кафедры педиатрии и неврологии Медицинской школы университета Миннесоты, Стив Хьюз, попытался разобраться, что отличает монтессори-метод, и почему государственная система школьного образования оказывается совершенно не эффективной в современных условиях развития общества.
Cистема Монтессори, или почему не работают школьные тесты

Cистема Монтессори, или почему не работают школьные тесты

Мария Монтессори - итальянский психолог, чей метод обучения детей стал известен во всем мире, а школы Монтессори существуют практически в каждой точке земного шара. В своей лекции, прочитанной перед сотрудниками одной из таких школ в Орегоне, доктор наук, специалист по детской нейропсихологии, профессор кафедры педиатрии и неврологии Медицинской школы университета Миннесоты, Стив Хьюз попытался разобраться, что же отличает этот метод и почему государственная система школьного образования оказывается совершенно не эффективной.

Если вы обладаете способностью вселять трепетную радость и страсть в детские сердца, то у вас очень редкий дар. Итак, талант, склонность к чему-то, и страсть - смесь этих составляющих подпитывает пламя индивидуальности, которое есть в каждом человеке. Было бы правильным предположить, что открытие этого пламени, помощь в самоидентификации - это и есть задача образования. Но по разным причинам вся система школьного образования в США построена на стандартизированных тестах. Из-за этого круг возможных занятий сильно сузился.

Исследования показывают, что высокие требования, устанавливаемые тестами, сильно сократили школьную повестку дня, сведя ее исключительно к тому, что спрашивается в заданиях, к тому же учителя склонны к использованию педагогического метода, ставящего их во главу угла. Во всем мире образование стало сводиться к строгому учебному плану и зависит практически во всем от учителей. Все больше строгости, меньше гибкости и веселья.

Но так было не всегда. Когда-то учебный план и, собственно, структура образовательного процесса подлежали обсуждению. Некоторые подходы к образованию имеют высокий уровень систематизации, некоторые - низкий. Были такие времена, когда можно было обсуждать, насколько учителя должны определять направление развития детей. Но больше это не обсуждается. Есть много способов организации учебного процесса. Они характеризуются следующим образом:

  • традиционный (учитель - начальник, структура учебного процесса очевидная и жесткая),

  • проектный (структура менее жесткая, но роль учителя по-прежнему определяющая, хотя здесь он скорее выступает в качестве помощника),

  • ориентированный на ребенка (структура размыта, учитель как коллега), развивающий (структура не видна, но она есть и это чувствуется, учитель здесь в роли посредника).

Однако сегодня образованием управляют тесты. И последствия самые плачевные: утрачивается способность к неординарному мышлению и принятию решений, самовыражению. К тому, что подпитывает пламя, которое есть в каждой детской душе. В образовательной системе, которая существует сейчас, эти понятия просто вне поля зрения, они не главные. Мы не можем измерить их стандартизированным тестом, поэтому они просто не существуют. Это необходимо изменить.

Мировые дискуссии о том, что должно происходить со школой, включают такое понятие, как "мягкие навыки". Профессор Джеймс Хекман, лауреат Нобелевской премии по экономике в 2000 году, давно говорит о важности таких навыков как в экономике так и в жизни вообще: "Мягкие навыки: мотивация, социальная открытость, внимание, саморегуляция, самооценка, играют важную роль. Их можно сформировать и запрограммировать. Наряду с когнитивными навыками они определяют успех в учебе, работе и жизни в целом".

В принципе, это не новое открытие, и все три метода организации учебного процесса уделяют внимание мягким навыкам, все кроме одного - того, что нацелено на тесты. Одно из последствий можно наблюдать, зайдя в Google и набрав в поисковой строке слово "школа". Поисковик предложит следующие самые популярные варианты по этому запросу: "школа вгоняет меня в депрессию", "школа навевает тоску", "школа доведет меня до суицида" и так далее. Вся эта система тестов, строгие учебные планы, учителя, неотступно им следующие, ведут нас в совершенно неверном направлении. Но это не единственный способ выстроить школьную систему.

У доктора Марии Монтессори был совершенно другой подход. Он вовсе не был направлен на изучение каких-то конкретных предметов, но на развитие способностей и страсти к чему-либо. Она писала: "Научные наблюдения показали, что образование - это вовсе не то, что дает учитель. Образование - это естественный процесс, происходящий спонтанно. Это не пассивное слушание чьих-то слов, но познание через среду. Задача учителя - подготовить ряд занятий и обеспечить соответствующую обстановку, а затем всячески воздерживаться от вмешательства".

Как выявить и развить талант?

Я хочу более подробно остановиться на способностях: как выявить и развить талант. Здесь мы затрагиваем вопрос развития мозга. А развитие мозга зависит главным образом от опыта. Разве не должна школа вырабатывать этот опыт и таким образом раскрывать потенциал мозга? Но когда школа зациклена на тестах, разумеется, этого не может произойти. Известно довольно много о том, как стимулировать развитие мозга.

Движение

Например, через развитие моторики. Между телом и мозгом есть очень любопытная связь. Каждая часть тела связана с определенным участком мозга. И очень много информации в мозг поступает благодаря нашим рукам, а в детском возрасте руки - это вообще основной источник информации. Познание неотъемлемо связано с движением.

В книге "Впитывающий разум ребенка", опубликованной в 1949 году, доктор Монтессори пишет: "В школьной жизни, где интеллект всегда выдвигался на первое место, роль движения несправедливо игнорировалась. В редких случаях, когда ее все же признавали, она низводилась до упражнений и физической культуры или игр. Но стоило бы серьезно пересмотреть эту роль в виду непосредственной связи движения и развития ума".

Учет ритмов

Если посмотреть на график процесса развития однояйцевых близнецов, то можно увидеть, что паузы и скачки у них практически идентичны. Они родились в одно время, росли в одной семье, ходят в одну школу, но, самое важное, у них - 100% совпадение генов. Если же мы посмотрим на разнояйцевых близнецов, то не найдем такой схожести. Хотя они тоже родились в один день, росли в одной семье и ходят в одну школу, но у них совпадают только 50% генов. Развитие зависит от генов, каждый мозг развивается в своем ритме, и в школьной системе есть серьезный пробел: она не учитывает эту простую истину.

Обогащенная среда

Монтессори понимала, что для лучшего развития необходимо предоставить возможность экспериментировать со средой. Даже при условии наличия прекрасных учителей, нацеленных на развитие детей, проблема в самой системе, которая просто на это не рассчитана. Монтессори говорила, что мы должны сами создать такую среду, которая бы способствовала свободному развитию ребенка, побуждала его делать выбор и находить те вещи, которые ему нравится делать.

Не стоит забывать и об обогащенной среде как факторе ускорения развития мозга. Ученый-нейропсихолог Дональд Хебб, прозванный "крысиным психологом", часто приносил лабораторных крыс домой своим детям, чтобы они с ними поиграли, а потом через некоторое время относил обратно. Он сделал любопытное открытие: крысы, пожившие в качестве питомцев у него дома, были гораздо сообразительнее тех, что не покидали лабораторию. Хебб провел тысячи экспериментов, чтобы понять, что конкретно повлияло на развитие крыс, и пришел к выводу, что это обогащенная среда: более просторные клетки, социальное взаимодействие с другими животными, физическая активность.

У Монтессори читаем: "Сама среда научит ребенка. Каждая ошибка без вмешательства родителя или учителя будет служить ему уроком".

Развитие исполнительных функций мозга

Доктор Адель Даймонд в одной своей статье говорит о том, что основные исполнительные функции (когнитивная гибкость, сдерживание, то есть, регуляция и самоконтроль, решение проблем, способность рассуждать, планировать) важнее для школьной подготовки, нежели умственные способности. Эти функции являются ключевыми в течение всей жизни для поддержания физического и психологического здоровья. За них отвечает префронтальная кора головного мозга, та его часть, которая делает нас, собственно, людьми. Эта область ответственна за то, чтобы мысли и действия соответствовали основным целям, то есть, за решения, исправление ошибок, реагирование в опасных и сложных ситуациях. Эти способности - как бы ваш топ-менеджер, дающий вам задания.

Страсть или внутренний огонь

Мне бы еще хотелось поговорить о страсти, как одной из составляющих исполнительских функций. Когда люди глубоко мотивированы, выделяются лидерскими качествами, предлагают инновационные решения, серьезно настроены на сотрудничество - все это означает, что у них есть цель. Все эти качества появляются в результате попыток, не всегда удачных, преодоления трудностей на пути к достижению цели. То есть, в данном случае результат важнее личного комфорта, что является следствием развитого чувства целеустремленности. Когда вы поняли, в чем именно заключается ваша страсть, дети, о которых вы заботитесь, лучше понимают зачем они здесь находятся. Доктор Монтессори говорила о том, как важно зажечь искру в ребенке. И, когда это происходит, дальше могут произойти совершенно замечательные вещи.

Я был во многих школах Монтессори в разных странах и могу сказать, что дети в каждом классе по всему миру собирают карты из паззла и потрясающе знают географию, хорошо разбираются в особенностях того региона, где живут, и умеют делать множество других вещей. Они учатся пониманию того, что даже если в их культуре принято делать так, то существуют другие культуры, где делают по-другому. Они многое знают о мире. И есть что-то в атмосфере этих классов, что позволяет развить и раскрыть их души, и дать возможность мозгу работать в полную силу. В меня это вселяет надежду, чувство оптимизма. Возможно, из этих детей вырастет поколение, которое сможет разрешить огромные проблемы, угрожающие нашему существованию.