Как сделать речь малыша ровной и четкой: 4 простые игры

Узнайте от логопеда, во что поиграть с дошкольником для развития его речевого дыхания.
Узнайте от логопеда, во что поиграть с дошкольником для развития его речевого дыхания.

Одной из распространенных проблем с речью у детей считается нарушение речевого дыхания. Что это такое и можно ли самостоятельно справиться с возникшими у дошкольника трудностями, «Летидор» попросил рассказать учителя начальных классов, логопеда Анастасию Сперанскую (@speranskaya.logo).

Логопед Анастасия Сперанская

Думаю, у каждого среди знакомых найдется человек, речь которого можно назвать неровной: когда к концу каждого слова или фразы голос затухает, окончаний не слышно, звуки смешиваются. Проблема может крыться в том, как этот человек дышит!

Дыхание влияет на речь самым прямым образом: легкие и диафрагма — «энергетическая центр» возникновения речи. Поэтому у людей со слабо развитой дыхательной системой речь часто бывает тихой, прерывистой, неровной. А те, кто много работает над своей дыхательной системой (например, актеры, оперные певцы, ведущие), могут, напротив, похвастаться мощным голосом. Они четко произносят все звуки.

Дыхания хватает, чтобы завершить фразу, не комкая ее окончание.

Freepik

Что такое речевое дыхание

Речевое дыхание формируется в процессе познания ребенком языка. Его отличает короткий глубокий вдох и длинный плавный выдох, во время которого человек распределяет воздух таким образом, чтобы его хватило на всю фразу.

Выявляем трудности

Трудности с речевым дыханием могут возникнуть у любого ребенка. Но чаще всего этой проблеме подвержены физически слабые, малоподвижные дети.

Взрослые не всегда придают значение затухающей и «слабой» речи малыша, считая, что с возрастом все наладится.

Но так происходит далеко не всегда. Дошкольник со слабо развитой дыхательной системой «оглушает» все звуки: вместо «з» произносит «с» (зонтик – сонтик, коза – коса), вместо «в» – «ф» (волк – фолк, диван – дифан). Силы его голоса не хватает, чтобы четко произнести звуки. Такой ребенок может «проглатывать» окончания слов и предложений.

Основные типы нарушений речевого дыхания:

  • неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. Когда ребенок очень громко резко произносит начало фразы, а конец фразы договаривает еле слышно, потому что воздуха уже не хватает;

  • когда вдох производится на середине слова;

  • «захлебывание», когда малыш хочет очень быстро что-то сказать и воздуха ему не хватает;

  • неравномерный выдох, когда речь звучит то громко, то тихо. Иногда это становится просто особенностью речи, как, например, у Ринаты Литвиновой, которая говорит с придыханием.

Но если нарушения не просто выделяют малыша на фоне сверстников, но и влияют на понимание речи ребенка окружающими, на мотивацию малыша к говорению, то с проблемой важно и нужно работать!

Freepik

Начать можно с простых упражнений, которые легко делать дома.

Упражнения для работы над речевым дыханием

«Парашютики»

Возьмите маленький кусочек ватки, бумаги или салфетки и положите на открытую ладонь. А теперь ребенок должен сдуть кусочек вытянув язык, чтобы воздух шел «по язычку».

«Парашютики» (второй вариант)

Положите кусочек ватки, салфетки или бумаги на кончик носа и, вытягивая язык к носу, попробуйте его с носа сдуть! Если кусочек полетит наверх, то значит упражнение вы сделали на отлично!

«Футбол»

Маленький легкий шарик (например, для пинг-понга) или салфетку, смятую в плотный комок, нужно загнать в ворота. Для этого положите шарик на стол и дыханием перемещайте к воротам.

Это упражнение можно выполнять двумя способами: загонять мячик быстро, за два выдоха (так ребенок потренирует силу выдоха), или медленно — для этого нужно дуть, вытянув язык между зубами, чтобы воздух шел по языку (тренировка правильной воздушной струи).

Depositphotos

«Свечка»

Играть со свечками нужно аккуратно и только в присутствии взрослых! Не давайте маленьким детям держать свечки, спички или зажигалки.

Есть несколько игр со свечками.

  • Попробуйте задуть огонь медленно-медленно, чтобы пламя только отклонялось, но не гасло.

  • Отведите свечу на расстояние 10, 20, 30 см от ребенка и попросите его резко задуть пламя.

  • Предложите малышу задуть несколько свечей подряд.

Даже если ребенок просто задувает свечки, играет с мыльными пузырями, надувает шары, играет на губной гармошке, дудочке, дует в свисток, дует на пену в ванной — все это способствует развитию силы дыхания в обычной жизни.

Так что поддерживайте такие игры и развивайтесь правильно!

Фото: Depositphotos, Freepik

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!